В период новогодних и рождественских праздников в мировой металлургической отрасли продолжалось заключение сделок и анонсировались новые планы. Наиболее амбициозный проект презентовала индийская Tata Steel. В начале января компания заявила о своих претензиях на второе место в глобальном рейтинге сталелитейных корпораций, за которое сейчас борются корейская Posco и японская Nippon Steel. Tata Steel, вошедшая в мировую элиту после прошлогоднего поглощения британско-нидерландской Corus, презентовала проекты расширения мощностей на своих индийских предприятиях.
В течение первого квартала 2008 года Tata Steel планирует начать работы по строительству нового комбината Kalinganagar в богатом железной рудой штате Орисса. Мощность этого завода, который должен вступить в строй в 2010 году, составит 6 млн. тонн в год. Одновременно Tata Steel начинает реконструкционные работы на своем основном предприятии в Джамшедпуре. Так предполагаются расширение завода по производству окатышей и строительство новой доменной печи на 2,4 млн. тонн в год. В 2010 году, после завершения модернизации, этот комбинат выйдет на уровень 10 млн. тонн стали в год. В целом в ближайшие четыре года Tata Steel намерена потратить на расширение мощностей около 5 млрд. долларов.
Впрочем, другие ведущие металлургические компании мира все это время тоже не будут стоять на месте. Корейская Posco перед Новым Годом провела сделку по приобретению малазийской компании MEGS. Покупка 60% акций этого предприятия, выпустившего в прошлом году около 120 тыс. тонн электрооцинкованной стали, обошлась корейцам в 15,6 млн. долларов. При всей мизерности этой суммы в сравнении с оборотами Posco эта сделка имеет немалое значение для корейской компании, так как стала первым в ее истории полноценным поглощением (ранее Posco только создавала за рубежом дочерние и совместные предприятия). Не исключено, что небольшая малазийская компания станет для Posco своеобразным полигоном по заключению аналогичных сделок.
Два небольших приобретения осуществила в последние дни 2007 года и группа Arcelor Mittal. Объектом одного из них стала уругвайская компания Cinter, специализирующаяся на выпуске труб из нержавеющей стали, а второго — крупный австрийский дистрибутор Eisen Wagner GmbH. Таким образом, Arcelor Mittal продолжает свою стратегию “точечных” поглощений, направленную на внедрение в определенные рыночные ниши.
Кроме того, в начале января Arcelor Mittal сообщила о намерении вложить 50 млн. евро в установку нового прокатного стана на своем предприятии в Варшаве. Производительность линии составит 650 тыс. тонн арматуры в год, вся продукция будет предназначена для удовлетворения растущей потребности польской экономики в конструкционной стали.
Счастливый Новый годНовый, 2008 год начинается для мирового рынка стали с повышения цен. Наиболее высокие темпы роста наблюдаются, как и ранее, в Восточной Азии и на Ближнем Востоке, однако нет сомнений в том, что к ним скоро присоединятся и другие регионы. Основным фактором, вызвавшим этот подъем цен, прежде всего является подорожание сырья (металлолома, железной руды, коксующегося угля), свою лепту внесло и прошлогоднее увеличение тарифов на морские перевозки. Кроме того, в нефтедобывающих странах Ближнего Востока и Северной Африки отмечается повышенный спрос на конструкционную сталь, помогающий поставщикам взвинчивать цены.
Стоимость заготовок в государствах Персидского залива перевалила за 630 долларов за тонну C&F, а новые контракты уже предлагается заключать по 670 долларов за тонну C&F, а то и выше. Турецкая арматура достигла 720-725 долларов за тонну C&F по февральским контрактам, но производители собираются поднять цены до более 740 долларов за тонну. По словам металлургов, их затраты на металлолом возросли за последние два месяца более чем на 70 долларов за тонну, а с 1 января в Турции были подняты на 10% тарифы на электроэнергию для промышленных предприятий.
Судя по всему, возрастет в цене после праздников и продукция из СНГ. Российские и украинские компании уже предлагают заготовку в Турцию по 620 долларов за тонну C&F и горячекатаные рулоны по 600-640 долларов за тонну C&F. Стоимость арматуры в странах Восточного Средиземноморья Персидского залива, очевидно, должна перевалить за 710 долларов за тонну C&F.
В Восточной Азии главным событием первых дней нового года стало официальное введение новых экспортных пошлин в Китае. Поставки за рубеж стальных полуфабрикатов теперь облагаются 25%-ным тарифом, что, вероятно, приведет к дальнейшему сокращению, если не прекращению экспорта. Стоимость китайских заготовок и слябов на Тайване уже и так достигает 670 долларов за тонну C&F, а в странах Восточной Азии еще выше. Вьетнамские потребители стали бьют тревогу, опасаясь резкого повышения внутренних цен. Многие прокатные компании в стране ранее приобретали китайские заготовки, но теперь они стали им не по карману, что привело к остановке предприятий. Из-за этого во Вьетнаме нарастает дефицит как полуфабрикатов, так и готового проката, при том, что спрос продолжает быстро увеличиваться.
Пошлины на китайскую арматуру и катанку выросли от 10 до 15%, но объем поставок данной продукции за рубеж сократился еще в конце 2007 года вследствие строительного бума внутри страны. При этом ослабевания спроса в обозримом будущем не предвидится. Стоимость легкой конструкционной стали в Восточной Азии вышла в начале января на уровень 730-740 доларов за тонну C&F, а широкополочные балки превысили 800 долларов за тонну C&F.
В сегменте листовой стали цены также поднялись, хотя для этой продукции условия экспорта в Китае практически не изменились. Тем не менее производители пересматривают свои котировки в сторону увеличения, готовясь к неизбежному скачку цен на сырье в апреле. Японские компании предупреждают клиентов, что уже в феврале стоимость горячего проката может быть поднята на 50 долларов за тонну, а затем аналогичные повышения произойдут в марте и апреле. Китайцы в конце декабря — начале января предлагали горячекатаные рулоны в Корею по 670-700 долларов за тонну C&F, практически уравняв цены с котировками на холодный прокат (720 долларов за тонну C&F). Это вызвало сокращение закупок со стороны потребителей, но найти более дешевую продукцию от альтернативных поставщиков сейчас сложно.
Относительно тихо пока только в странах Запада. Американские компании анонсировали на январь повышение цен на горячий прокат до 580 долларов за короткую тонну (907 кг) ex-works и более, а их европейские коллеги хотели прибавить около 20 евро за тонну к ценам на листовую и длинномерную продукцию. Однако потребители там все еще не торопятся возвращаться на рынок.
Связь через океанКомпания Rio Tinto, входящая в “большую тройку” мировых производителей железной руды, решила обзавестись собственным флотом. В начале января компания заказала в Японии строительство трех балкеров вместимостью 200 тыс. тонн и совокупной стоимостью 315 млн. долларов для доставки железорудного сырья в Китай. В настоящее время крупнейшие клиенты Rio Tinto в Японии и Корее имеют собственные суда, но при поставках именно на ключевой китайский рынок компания вынуждена использовать сторонних перевозчиков. При этом стоимость доставки тонны руды превысила 55 долларов и вряд ли существенно уменьшится в обозримом будущем.
Создание собственного флота свидетельствует о повышенном интересе Rio Tinto к международному спотовому рынку ЖРС, цены на котором существенно выше, чем уровень годовых контрактов. В конце декабря индийские компании пытались взвинтить цены на 63,5%-ный концентрат до 200 долларов за тонну CIF Китай, хотя ожесточенное сопротивление со стороны покупателей заставило их сбавить аппетиты до 185-192 долларов за тонну CIF.
Впрочем, цены на индийскую руду снова могут возрасти в апреле, с началом нового финансового года. В правительство подан проект постановления о замене фиксированной экспортной пошлины в размере около 7 долларов за тонну для высококачественного ЖРС тарифом на уровне 10-15%, что приведет к росту цен не менее чем на 10 долларов за тонну.
При этом, крупнейшая индийская государственная железорудная компания National Mineral Development Corp (NMDC) сообщила о намерении приобрести ряд месторождений за рубежом. По данным NMDC, в следующем десятилетии Индия, ныне третий по величине экспортер железной руды в мире, может сама столкнуться с нехваткой сырья из-за резкого увеличения мощностей в национальной металлургической промышленности. Кстати, правительство страны в начале января обратилось к администрациям трех штатов, в которых сосредоточена большая часть запасов железной руды в Индии, с настоятельной просьбой ускорить выдачу необходимых разрешений и лицензий на добычу полезных ископаемых индийским и иностранным компаниям, намеренным начать строительство крупных металлургических комбинатов и в связи с этим нуждающимся в доступе к местной руде.