Старт крупных трубопроводных проектов заставил владельцев трубных компаний активизировать работу по расширению и модернизации бизнеса. Собственные технологическая и сырьевая базы, обновленные мощности и выход на перспективные рынки — все это поможет им занять устойчивое положение. О перспективах развития отрасли, отношениях «большой тройки» российских производителей труб друг с другом и с основными потребителями, возможных приобретениях и инновациях корреспондент РБК daily АЛЕКСЕЙ САДЫКОВ беседует с председателем совета директоров ОМК АНАТОЛИЕМ СЕДЫХ. РБК daily: В России сегодня три основных производителя труб: ОМК, Трубная металлургическая компания (ТМК) и группа ЧТПЗ. В черной металлургии в последние годы была заметна тенденция к консолидации отрасли, в результате чего в России осталось пять-шесть крупных игроков. В трубной отрасли попытки слияния предпринимались в начале 2000-х. Для трубников все еще актуален вопрос объединения? А. Седых: На мой взгляд, сегодня это маловероятно. Слияние любых членов этой тройки создаст критическую ситуацию на рынке. ФАС вряд ли одобрит создание компании, контролирующей 65—70% рынка, тем более такого важного для страны, как трубный. Прежде всего это невозможно с точки зрения законодательства. Для потребителя в подобном решении тоже мало хорошего — конкуренция на рынке снизится, цены на трубы могут существенно измениться.
РБК daily: Возможен ли приход в Россию зарубежных трубных производителей, в том числе через покупку местных игроков?А. Седых: Сейчас в стране есть независимые игроки. Они выпускают водопроводные и другие трубы, то есть работают там, где спрос превышает предложение. Маловероятно, что туда придут иностранные производители, поскольку маржа очень низкая. Нефтепроводные и магистральные трубы в России производят лишь семь заводов. Все они входят в три ведущие компании: ТМК, ОМК и ЧТПЗ. Вероятность того, что кто-то из «большой тройки» продаст какой-то актив иностранному игроку, крайне низка.
РБК daily: Российские сталевары зачастую покупают активы в той же Европе: они получают выход на европейские рынки и гарантированный сбыт своей заготовки. Насколько подобный путь приемлем для вас?А. Седых: В ближайшей перспективе у нас нет планов по приобретению активов. Если для некоторых компаний глобализация часто является самоцелью, то для нас это инструмент повышения эффективности. Позиция ОМК такая: как только появятся активы, которые позволят повысить эффективность работы компании в целом, мы задумаемся об их покупке.
РБК daily: А поиски таких активов специально ведете?А. Седых: Не могу сказать, что мы ничего не делаем в этом направлении, но и слишком активной работы не ведется. Сегодня приоритет для нас — вертикальная интеграция компании. Как вы знаете, ОМК осуществляет масштабную инвестиционную политику. К 2010 году в Нижегородской области и Пермском крае будет построен комплекс, включающий в себя сталеплавильное, прокатное и трубное производства. Комплекс позволит нам производить до 3 млн т труб в год.
До конца нынешнего года мы планируем запустить литейно-прокатный комплекс. Его стоимость почти 1 млрд долл. Мощность ЛПК составит 1,5 млн т горячекатаных рулонов в год. С его вводом наша компания полностью закроет свои потребности в листе для труб малого и среднего диаметра. В этом году мы уже приступили к строительству еще одного завода — «стана-5000», который позволит нам полностью обеспечить свои потребности в широком толстом листе — как раз для труб большого диаметра (ТБД).
По окончании этих проектов мы, возможно, будем более внимательно смотреть на покупки за рубежом. И я объясню почему: сегодня в России производственные активы по выпуску стального листа и труб управляются разными компаниями. Такая ситуация не способствует повышению эффективности производства и конкурентоспособности отечественных трубных компаний на мировых рынках. Управление в рамках одной компании всеми технологическими процессами — от изготовления стальной заготовки до готовой трубы — существенно повысит эффективность производства и будет стимулировать рост инновационных технологий.
РБК daily: Какие рынки кроме российского для ОМК являются сегодня наиболее интересными?А. Седых: Основная наша продукция — это трубы и железнодорожные колеса: по нашему прогнозу, в выручке ОМК в 2007 году доходы от продажи труб составят 68%, колес — 12%. Что касается труб, то нам интересны рынки Северной Америки и стран Ближнего Востока, поскольку большую часть труб они импортируют. В 2006 году на эти рынки ОМК поставлено около 60 тыс. т труб различного назначения, более половины поставок — в США. Мы планируем как увеличить объемы продаж на этих рынках, так и расширить номенклатуру поставляемой продукции. Приоритет в зарубежных поставках ОМК — трубы для подводных трубопроводов и кондукторные трубы для морских платформ. К 2009 году мы планируем довести ежегодный экспорт ТБД до 150 тыс. т, обсадных и нефтегазопроводных труб среднего диаметра — до 280 тыс. т.
РБК daily: Известно, что Nord Stream A.G. планировала подвести итоги тендера на поставку ТБД для подводной части газопровода Nord Stream среди трубников к концу мая. До этого все претенденты должны были произвести пробную партию труб с необходимыми свойствами в присутствии специалистов компании. ОМК справилась с этим?А. Седых: Уже сегодня первой среди всех российских компаний ОМК допущена к тендеру на поставки труб для подводной части Nord Stream. Партия труб ОМК, выполненная по норвежскому стандарту DNV, признана соответствующей всем качественным характеристикам.
Первую партию труб по стандарту DNV мы выпустили еще в сентябре прошлого года. Продукция получила аттестацию как компании DNV, так и ВНИИГАЗ. Таким образом, нас допустили к тендеру. Будем ждать его результатов.
РБК daily: Крупные трубопроводные проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы в России и других странах, наверняка требуют поставок продукции более высокого, чем прежде, класса. Насколько ваши мощности готовы к этому?А. Седых: Все наши заводы на том или ином этапе своего развития нуждались в модернизации. В том числе и самый современный из них — Выксунский металлургический завод (ВМЗ). За последние три года его основные мощности прошли коренную модернизацию. И самые крупные инвестиции были направлены в комплекс по производству труб большого диаметра. В результате в 2008 году ВМЗ сможет выпускать ежегодно уже 1,5 млн т труб большого диаметра (в 2006 году — 843,1 тыс. т. — РБК daily). Являясь крупнейшим в мире производителем труб большого диаметра, завод стал основным поставщиком труб для СЕГ и ВСТО. Впервые в истории страны при прокладке магистральных газо- и нефтепроводов используются прямошовные толстостенные трубы большого диаметра российского производства. Почти 40 лет под крупнейшие проекты СССР и России закупались трубы у немецких и японских производителей. Это не только отрицательно влияло на развитие отечественной промышленности, но и значительно повышало риски энергообеспечения и национальной безопасности страны.
В этом году инвестиции ОМК превысят 800 млн долл., из которых на ЛПК пойдет более 300 млн долл., на ВМЗ — более 200 млн долл. Всего же до 2010 года мы планируем потратить на развитие предприятий группы около 2 млрд долл.
РБК daily: Данная сумма весьма значительна даже для растущей металлургической отрасли. Финансовые показатели ОМК позволяют не заботиться о долговой нагрузке при реализации таких крупных проектов?А. Седых: По предварительным данным, выручка ОМК за 2006 год составит 3 млрд долл., чистая прибыль — 440 млн долл., EBITDA — 720 млн долл. Окончательные финансовые итоги 2006 года по МСФО, которые появятся в июне, думаю, изменятся незначительно. Полученные средства в последние годы мы инвестируем в производство. На проекты тратим примерно 60% заемных и 40% собственных денег. Если прошлогоднюю прибыль умножить на годы реализации имеющихся проектов, можно сказать, что ОМК сумеет профинансировать инвестпрограмму практически полностью за свой счет.
РБК daily: В ноябре прошлого года ТМК провела первичное размещение своих акций на Лондонской фондовой бирже, выручив более 1 млрд долл. Не хочется последовать их примеру?А. Седых: Мы однозначно будем идти по пути большей открытости компании — по стандартам, которые применяются при проведении IPO. Делать это мы будем в интересах акционеров, которые строят долгосрочный прозрачный бизнес, отвечающий всем требованиям рынка.
Что касается выхода на фондовые рынки, все зависит от целей акционеров. Их может быть как минимум две: получить деньги на развитие или продать часть бизнеса. ОМК свой бизнес продавать не собирается. А для финансирования наших крупных проектов есть другие источники инвестиций. Продажа своих акций на рынке для нас сегодня чрезмерно дорогой способ финансирования.
РБК daily: Как у вас выстраиваются отношения с крупнейшими потребителями — «Газпромом», «Роснефтью», «Транснефтью», РЖД?А. Седых: Мне кажется, что эти отношения стали более понятными, чем раньше. И «Газпром», и «Транснефть» начали делиться своими планами. Но пока мы еще не можем перейти в отношениях с ними на долгосрочные контракты. Хотя до 2012 года заявленные трубопроводные проекты должны быть выполнены. И взаимодействие на долгосрочной основе принесло бы пользу и поставщикам, и потребителям. В прошлом году, например, мы поставили «Газпрому» свыше 200 тыс. т труб, «Транснефти» — 226 тыс. т.
Мы готовы сотрудничать с ними по длинным контрактам так, как это происходит с РЖД. Наши отношения с РЖД — это вообще пример того, как естественная монополия, успешно развиваясь сама, создает условия для развития и других отраслей промышленности. Благодаря подписанному четыре года назад контракту — до 2010 года — ОМК реализовала крупную инвестиционную программу по модернизации колесопрокатного производства. В результате мы не только наращиваем поставки, а ежегодно это свыше 600 тыс. колес, но и совместно с РЖД разрабатываем новые модели колес повышенной прочности. Срок их эксплуатации существенно выше — в два раза по сравнению с обычными. Это позволяет железнодорожникам экономить миллиарды рублей. На днях, как вы знаете, была представлена программа развития РЖД до 2030 года. Там особая роль отведена колесам нового поколения, предназначенным для высокоскоростных магистралей. Мы на ВМЗ уже создали такую опытную партию, сейчас проходят ее испытания. Поэтому сотрудничество на долгосрочной основе бесспорно выгодно и производителям, и потребителям.
РБК daily: В России заявлено о строительстве нескольких «станов-5000». В мире их всего 12. Не случится ли перепроизводство широкого листа?А. Седых: Осуществленных проектов, думаю, будет меньше. Если будут реализованы все, то ситуация на рынке широкого листа сложится непростая. Мы строим «стан-5000» под собственные нужды. Продавать лист на рынке будем только в случае, если появятся излишки. Но далеко не все из заявивших о строительстве «стана-5000» имеют мощности по производству ТБД. У ОМК будут хорошие шансы в конкурентной борьбе.
РБК daily: Насколько сильны позиции российских компаний в конкуренции с зарубежными трубниками?А. Седых: Антидемпинговые расследования подтверждают, что конкурировать с российскими компаниями можно только протекционистскими мерами, как это было сделано в Европе в 2006 году. Продукция российских трубников зачастую превосходит по качеству зарубежную. С точки зрения себестоимости мы тоже пока конкурентоспособны. Пока, потому что тарифы на энергетику и транспорт, а также заработная плата постоянно растут.