Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Климатический налог



Еврокомиссия обнародовала план сокращения эмиссии парниковых газов к 2020 году на 20% по сравнению с 2005 годом. Документ мгновенно вызвал резкую критику со стороны европейских металлургов, опасающихся падения своей конкурентоспособности.
Главная проблема, которую усматривает европейская сталелитейная ассоциация Eurofer, заключается в том, что с 2013 года права на выбросы предусматривается продавать на аукционах, причем в первый же год доля платных разрешений составит 60% с последующим увеличением. В настоящее время правительства европейских стран, поддерживая национальную промышленность, чаще всего предоставляют бесплатные права на выбросы, но, согласно новой концепции Еврокомиссии, с 2010 года они потеряют такое право. По словам экспертов, новый порядок торговли правами на выбросы приведет к резкому повышению тарифов на электроэнергию (так как электростанции являются главными источниками эмиссии парниковых газов), что ощутимо ударит по карману металлургическим компаниям региона и может привести к их закрытию.
Еврокомиссия, со своей стороны, сообщает, что предполагаемые затраты на реализацию плана составят к 2020 году всего 0,5% от совокупного ВВП 27 стран ЕС, однако, по словам аналитиков, эти расходы будут распределены не пропорционально. Кроме того, усердие ЕС в плане борьбы с климатическими изменениями выглядит немного странно, если учесть, что ни США, ни Китай, ни Япония, ни другие страны не ставят перед собой столь амбициозных планов сокращения выбросов парниковых газов, да и нет пока достаточно веских доказательств того, что подобная деятельность может оказать положительное влияние на климат. Тем не менее, несмотря на критику, Еврокомиссия рассчитывает, что план будет утвержден Европарламентом и Советом глав государств ЕС и вступит в силу в 2010 году.
В общем не удивительно, что в последние месяцы на ЕС приходится наименьшая доля новых проектов в мировой металлургической отрасли, причем практически все эти проекты реализуются корпорацией Arcelor Mittal. Между тем даже в США, несмотря на грозящий этой стране экономический спад, продолжается расширение сталелитейных мощностей. Компания Gerdau Ameristeel, относящаяся к бразильской группе Gerdau, объявила о намерении оснастить свой завод Jacksonville во Флориде второй электродуговой печью, что к 2010 году повысит его производительность от 360 тыс. тонн арматуры и сортового проката в год до более 900 тыс. тонн в год.
Другая американская компания US Steel на прошлой неделе подписала соглашение о партнерстве с японской JFE Steel в области технологий выплавки стали. Такие альянсы — не редкость в современной металлургической отрасли, но преимущественно они покрывают последние переделы — производство автомобильного листа или оцинкованной стали, тогда как US Steel и JFE Steel намерены сотрудничать в таких вопросах, как получение слябов или горячего проката. Впрочем, с учетом нынешних цен на сырье достижение максимальной эффективности именно плавильного передела должно представлять повышенный интерес для производителей стали.
Компании разработают программу обмена опытом и договорились о командировках своих технических специалистов на металлургические комбинаты друг друга.
Курс восемьсот!
Производители стальной продукции по всему миру, похоже, воспринимают 800 долларов за тонну как ориентир, к которому надо стремиться в ближайшие месяцы. С одной только разницей, что на рынке длинномерного проката эти цены вряд ли удержатся после ожидаемого весеннего понижения стоимости металлолома, а вот для горячекатаных рулонов данный уровень считается оптимальным с начала апреля, когда вступят в силу новые цены на железную руду и коксующийся уголь.
Пока к данной отметке ближе всего подобрались в странах Ближнего Востока. Некоторые турецкие компании уже предлагают своим клиентам в Персидском заливе арматуру по 800 долларов за тонну FOB с поставкой в марте и заготовки по 720-740 долларов за тонну FOB. Рост цен составил 50 долларов за тонну всего за неделю — пожалуй, абсолютный рекорд на мировом рынке стали. Потребители, впрочем, пока воздерживаются от совершения закупок по таким ценам, считая завышенными даже котировки образца середины января — до 680 долларов за тонну FOB для турецких заготовок (и 630-660 долларов за тонну FOB при отправке аналогичной продукции из СНГ) и порядка 770-780 долларов за тонну C&F для арматуры.
Весомую заявку на достижение искомого значения подали американские компании. Пользуясь тем, что цены на импортную арматуру из-за огромных затрат на доставку подскочили до 770-800 долларов за тонну CIF, на катанку — до 830-860 долларов за тонну CIF с поставкой в марте-апреле, они в два приема подняли внутренние цены на длинномерный прокат более чем на 100 долларов за тонну в течение месяца. Ряд компаний собираются увеличить стоимость своей продукции в феврале на 50-80 долларов за короткую тонну (907 кг), доведя арматуру до 700-730 долларов за короткую тонну ex-works, а катанку mesh — до 750-770 долларов за короткую тонну. Правда, как и их турецкие коллеги, американские металлурги забыли спросить, что думают по этому поводу клиенты (а они считают такое подорожание неприемлемым), так что, возможно, вскоре поставщикам придется пойти на некоторые уступки или же дождаться более глубокого спада в начале второго квартала.
Сильнее всего отстают в этой гонке европейские компании. Из-за излишков складских запасов и низкого спроса они не решились на поднятие цен на сорт в январе, а планируемая ими прибавка на 30-50 евро за тонну в феврале не выведет цены даже на уровень 500 евро за тонну (740 долларов) с доставкой. Впрочем, импортная продукция из Турции предлагается на 10-30 евро за тонну (CIF) дороже, так что у европейцев есть надежда на успешное продолжение роста.
На рынке горячего проката 800 долларов за тонну все еще остаются недосягаемыми, хотя к апрелю многие производители, вероятно, превзойдут этот рубеж. Так, в странах Восточной Азии китайские горячекатаные рулоны уже предлагаются во Вьетнам по 760 долларов за тонну C & F и более, а японские экспортеры устанавливают на февраль цены порядка 750 долларов за тонну FOB.
Наверстывают упущенное и американские компании. К почину Nucor, первой установившей цены на март на отметках 670 долларов за короткую тонну ex-works для горячекатаных рулонов и 760 долларов за короткую тонну для холоднокатаных, присоединилась Arcelor Mittal, повысившая свои прежние котировки на 30 долларов за тонну. Правда, так американские цены все еще будут отставать от нынешних европейских, достигающих 470-495 евро за тонну ex-works для горячего проката. Однако европейские компании, скорее всего, не станут увеличивать стоимость своей продукции в феврале и попытаются достичь искомых 800 долларов (или 550 евро) за тонну одним или двумя мощными скачками в марте-апреле.
Дайте больше руды
Эксперты все больше склоняются к тому, что повышение мировых цен на железную руду в 2008/2009 финансовом году будет более значительным, чем указанные в предыдущих прогнозах 30-50%. Так, швейцарский банк Credit Suisse , оценивающий дефицит ЖРС в текущем году в 20-25 млн. тонн (если учитывать только трансокеанские перевозки), считает, что цены возрастут на 55%. Американский банк Lehman Brothers не дает конкретных цифр, но предупреждает, что подорожание может оказаться “намного более значительным”, чем ожидалось.
По мнению экспертов Lehman Brothers, существенно снизить стоимость руды в ближайшие годы не сможет даже экономический спад в западных странах. Как считают в банке, прогрессирующая дороговизна руды определяется, прежде всего, ростом расходов производителей. Им приходится выполнять все более жесткие природоохранные нормативы, больше тратить на энергию, воду, рабочую силу, оборудование и т.д. Наиболее доступные месторождения уже введены в хозяйственный оборот, а новые, которые необходимо ввести в строй, чтобы обеспечить удовлетворение растущего спроса на сырье, хуже расположены и (или) имеют руду низшего качества. Все это, конечно, негативно сказывается на уровне затрат.
Исходя из этого, объединение BHP Billiton и Rio Tinto, как полагают специалисты Lehman Brothers, оказало бы благотворное влияние на отрасль, так как принесло бы значительный синергический эффект и позволило бы этим компаниям снизить издержки.
Впрочем, не исключено, что через несколько лет дефицит на мировом рынке железной руды таки превратится в избыток. Не только ведущие производители, но и компании “второго ряда” разрабатывают очень амбициозные планы по расширению мощностей. Так, южноафриканская Anglo American, которая в прошлом году добыла только 31,5 млн. тонн железной руды, планирует инвестировать 16 млрд. долларов, чтобы довести этот показатель до 150 млн. тонн в год к 2017 году, из которых 100 млн. тонн будет приходиться на Бразилию. При этом в данную сумму не входят 5,5 млрд. долларов, которые Anglo American предложила бразильской компании MMX Mineracao за два ее железорудных ГОКа.
Еще одна бразильская компания — CSN — тоже рассчитывает на увеличение производительности до 100 млн. тонн, но уже к 2012 году. На эти цели она выделяет 2,8 млрд. долларов.
Виталий ШИМКОВИЧ

УкрРудПром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_341.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru