Горнорудная компания Aricom Plc. планирует создать металлургический кластер в двух соседних регионах - Еврейской и Амурской областях. Для успешной реализации проекта ей необходимо государственно-частное партнерство в строительстве транспортной инфраструктуры, обеспечивающей вывоз продукции ее предприятий.
О ходе проекта в интервью корреспонденту BG ДМИТРИЮ СМИРНОВУ рассказал председатель совета директоров Aricom Plc. ПАВЕЛ МАСЛОВСКИЙ. BUSINESS GUIDE: Кто стал оператором проекта в Приамурье?
ПАВЕЛ МАСЛОВСКИЙ: В России сформировалась группа наших аффилированных компаний. В мае мы планируем представить ее рынку под единым брэндом "Петропавловск". В рамках новой структуры золотодобычей будет заниматься Peter Hambro Mining, а железорудными и металлургическими проектами - Aricom Plc. Финансовый сектор группы будет представлен Экспобанком, Азиатско-Тихоокеанским банком, Колымабанком и еще рядом наших дальневосточных банков.
Наш золоторудный бизнес не является потенциальным субъектом для государственно-частного партнерства - там не требуется столь значительных инвестиций в инфраструктурное строительство. Чего не скажешь о компании Aricom, у которой почти все проекты по созданию горно-перерабатывающих, горнодобывающих и металлургических предприятий требуют крупных инфраструктурных инвестиций. Особенно это касается проекта по созданию промышленного кластера на базе нескольких месторождений.
BG: В чем суть этого проекта?
П. М.: Создание металлургического кластера в Приамурье предусматривает освоение четырех месторождений - Кимканского и Сутарского железорудных в Еврейской автономной области (ЕАО), Гаринского железорудного и Куранахского титаномагнетитового в Амурской области, а также создание на их базе двух горно-обогатительных комбинатов (ГОК) и одного металлургического предприятия. Последнее будет выпускать как чугун, так и уникальный для России продукт нагеттс, или окатыш,- по сути, чистое железо.
Для реализации этого проекта необходимо построить железнодорожную ветку Шимановская-Гарь, которая свяжет месторождения и металлургические заводы с Транссибом. Длина ветки составит 148 км, а планируемые затраты на строительство - 18,1 млрд рублей, включая 2,85 млрд рублей на строительство временной притрассовой технологической автодороги Шимановская-Чагоян-Гарь. Мы уже получили одобрение экспертного совета по ГЧП Минтранса РФ на выделение из инвестиционного фонда 989,9 млн рублей на разработку проектно-сметной документации дороги. Надеемся, что в 2009 году начнется строительство, а в 2012 году дорога будет сдана в эксплуатацию. Построенная железная дорога будет являться государственной собственностью Российской Федерации. Это единственная инфраструктурная часть проекта, на реализацию которой привлекаются государственные средства.
BG: То есть проект предусматривает большое количество инфраструктурных объектов, не только дорогу?
П. М.: Годовая добыча на первом этапе освоения Гаринского месторождения обещает составить также 10 млн тонн руды. Из нее будет производиться около 5 млн тонн концентрата и около 2 млн тонн чугуна. На первом этапе проекта основным потребителем нашей продукции будут китайские компании. Поэтому наряду со строительством новой ветки Шимановская-Гарь будет построен двухкилометровый железнодорожный пограничный переход через Амур в Еврейской автономной области и реконструирована существующая железнодорожная ветка Биробиджан-Ленинск, подходящая к проектируемому мосту. Строительство моста оценивается в 4,2 млрд рублей, и компания планирует вести его на собственные средства. После завершения строительных работ мост перейдет в государственную собственность.
Со временем сталелитейщикам Японии, Кореи, а также удаленным от границ провинциям Китая концентрат и чугун будут поступать по морю. Для этого в порту Советская Гавань наша компания планирует построить перегрузочный терминал. В порт грузы будут поставляться по железной дороге, но для этого необходимо реконструировать участок "Кузнецовский перевал" на БАМе, расширив возможности для поставок грузов в порты Ванино и Советская Гавань.
BG:Эффект проекта для экономики регионов вы уже просчитывали?
П. М.: По нашим расчетам, работающий металлургический кластер принесет более 46 млрд рублей в бюджеты Амурской области и ЕАО. За десять лет на 23,7 млрд рублей должны увеличиться объемы поступлений в федеральный бюджет. А развитие инфраструктуры откроет для металлургической продукции доступ к рынкам сбыта. Не случайно этот проект уже вошел в программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья.
BG: А кто будет заниматься инфраструктурной частью проекта?
П. М.: Реализовывать все инфраструктурные проекты в рамках создания металлургического кластера на Дальнем Востоке будет дочернее предприятие компании Aricom ООО "Рубикон". Если мы говорим о государственно-частном партнерстве, то бюджетные средства по условиям инвестиционного соглашения и в соответствии с паспортом проекта предоставляются главному распорядителю бюджетных средств и ответственному исполнителю Росжелдору. Взаимодействие с РЖД осуществляется, когда ответственный исполнитель (Росжелдор) принимает объект капитального строительства от заказчика-застройщика и передает Росимуществу. В дальнейшем в целях эксплуатации дороги собственник (государство) распоряжается этим объектом путем передачи в уставный капитал ОАО РЖД.
BG: Договоренность с государством о партнерстве уже достигнута?
П. М.: Пока процесс переговоров не доведен до конца. Но мы запускаем первую очередь Куранахского месторождения, опережая идею партнерства. Отчасти поэтому в основной проект введена уже вторая очередь по производству ванадия из руд этого месторождения. Аналогичным образом мы запускаем Гаринский рудник и приступаем к обустройству Кимкано-Сутарского комплекса. Срастется у нас по государственно-частному партнерству, не срастется - это зависит от государства в большей степени. Если партнерство состоится, то официально оно будет оформлено не ранее июня. Следующие запускаемые объекты по плану - это Кимкано-Сутарское месторождение, ГОК и металлургический комплекс. Строительство инфраструктуры мы начинаем в этом году, а пуск планируем в 2011-м. Срок по железной дороге и мосту - 2014 год.
BG: Если партнерство не состоится, то какова судьба проекта?
П. М.: В крайнем случае мы готовы реализовать проект и самостоятельно. Aricom сборы средств на биржах принесли порядка $600 млн. А с этого года у компании появится свой кэш-фло с запуском Олекминского рудника и ГОКа. Остальные средства на данный момент мы видим как заемные в банках. Конечно, проект при этом придется корректировать, урезать, но основные параметры мы сохраним. Например, вместо строительства железнодорожной ветки Шимановская-Гарь нам придется рассматривать другое возможное техническое решение - строительство уникального 90-километрового конвейера. Однако это уже принципиально будет отличаться по значимости для региона: строительство моста и строительство ж/д ветки дает толчок для освоения других месторождений, а конвейер будет только лишь нашим объектом, которым больше никто воспользоваться не сможет.
Аналогично и с реконструкцией железной дороги до моста: на первом этапе мы сможем возить грузы и через существующие переходы. Но это опять-таки не выгодно региону, потому что там помимо нашей продукции грузов имеется в три раза больше. То есть полностью готовых концепций на случай отказа властей от партнерства у нас нет, но мы сможем их в короткие сроки разработать.
BG: А что может послужить причиной для нежелания государства принять участие в проекте?
П. М.: Претендентов на аналогичные проекты софинансирования ожидается много. Комиссии придется выбирать более эффективные проекты, более важные, более универсальные. Нам может казаться, что мост этот позарез области нужен, но на самом деле, может быть, важнее построить мост до Сахалина или еще что-то подобное в каком-то другом регионе. Мы ведь в прошлом году рассматривали два варианта строительства пограничного перехода в Китай - в Амурской области и ЕАО. По нашим подсчетам, эффективнее и дешевле оказался проект в ЕАО, а вот губернатор Амурской области убежден в обратном и до сих пор настойчиво аргументирует необходимость пересмотра нашего решения.
А еще не стоит забывать о конкуренции внутри региона. К примеру, ГидроОГК тоже планирует участвовать в государственно-частном партнерстве при строительстве в Амурской области Нижнебурейской и Нижнезейской ГЭС. Без партнерства электричество с этих электростанций будет таким дорогим, что лучше их не строить. Думаю, что не случайно они обратились сейчас к нам с предложением о сотрудничестве. Пока переговоры на ранней стадии, потому что ГидроОГК важны наши параметры, чтобы точно понимать, по какой цене они могут продавать нам электроэнергию. От этого и будет зависеть, объединять наши заявки или нет.
BG: Как вы в целом можете охарактеризовать горнорудную отрасль РФ?
П. М.: Налицо положительная динамика развития. При этом надо учитывать, что горнодобывающая отрасль - это своеобразный локомотив для большого числа смежных отраслей. Ведь горная отрасль не может работать без самосвалов, тракторов, экскаваторов и т. д. У нас, например, значительная часть горной техники - российского производства. Для строительства мы используем огромное количество стали, соответственно, стимулируем сталеплавильные предприятия. В этой связи наиболее важной составляющей дальнейшего развития отрасли можно считать готовность государства к партнерству. Это важнейший фактор развития регионов, дающий возможности для реализации крупных проектов.
Дальневосточный металлургический кластерКомпания Aricom Plc. создана в 2003 году путем выделения из группы компаний Peter Hambro Mining структуры, добывающей и перерабатывающей железорудное сырье, ильменитовый концентрат, пигментный диоксид титана. Крупнейшие акционеры - Павел Масловский и Питер Хамбро. Стоимость чистых активов - $1,1 млрд.
У Aricom четыре месторождения на разных стадиях разработки - титаномагнетитовых руд (Куранах и Большой Сейим), Гаринское железорудное в Амурской области, Кимкано-Сутарское железорудное в Еврейской АО. Совокупные запасы и ресурсы Aricom оцениваются в 4,4 млрд т руды и содержат 1,6 млрд т железа в эквиваленте.
Предварительное ТЭО Кимкано-Сутарского месторождения было закончено в марте прошлого года, и согласно этому документу, там есть все возможности для добычи и переработки железорудного сырья категории С1 со средним содержанием металла 33-35,7%, а также для производства железа прямого восстановления и чугуна. Стоимость запасов, по независимой оценке компании Wardell Armstrong International, составляет $1,7 млрд, а внутренняя ставка доходности - 35%. Строительство объектов инфраструктуры на Кимкано-Сутарском месторождении в соответствии с лицензией должно начаться не позднее июня текущего года. К 2012 году ГМК должен выйти на проектную мощность - 10 млн т руды и 1,98 млн т чугуна в год.
Прогнозные запасы Шимановско-Гаринской структурно-металлогенической зоны - 2560 млн т. Будущий Гаринский ГМК будет включать в себя рудник в поселке Гарь проектной мощностью 10-12 млн т руды в год, горно-обогатительный комбинат в поселке Чагоян проектной мощностью 3,2 млн т железорудного концентрата и металлургический завод в городе Свободный проектной мощностью 2,2 млн т чугуна. Как и Кимкано-Сутарский ГОК, Гаринский будет использовать технологию прямого восстановления железа с использованием твердого углерода. Инвестиции в Гаринский ГМК должны составить 23 млн руб.
По оценкам авторов проекта, он принесет в бюджеты разных уровней больше 46 млрд руб. Еврейская АО перестанет быть дотационным регионом. За десять лет на 23,7 млрд увеличатся объемы поступлений в федеральный бюджет, а валовый региональный продукт Приамурья к 2018 году должен вырасти в четыре раза. На предприятиях ГМК будут работать 6 тыс. человек, что существенно улучшит ситуацию с безработицей в регионе, на сегодняшний день просто катастрофическую. К 2014 году большинство объектов горно-металлургического кластера в Приамурье заработает на полную мощность.
Срастется у нас по государственно-частному партнерству, не срастется - это зависит от государства в большей степени. Если партнерство состоится, то официально оно будет оформлено не ранее июня