Концерн готов инвестировать в новые сегменты горнодобычиОбъединенная компания «Русал» не намерена ограничиваться только алюминиевым бизнесом, но хочет попробовать свои силы и в других отраслях. В беседе с Handelsblatt гендиректор «Русала» Александр Булыгин подчеркнул, что в первую очередь компания хочет войти в бизнес по производству энергии и добыче других металлов. Примером для «Русала» являются такие многопрофильные компании, как BHP Billiton, Xstrata или Rio Tinto.
В лидеры мирового рынка «Русал» вышел всего несколько недель тому назад. Крупнейший российский производитель алюминия объединился со своим младшим конкурентом СУАЛом и алюминиевым подразделением швейцарской компании Glencore, что позволило ему, имея уровень годового производства 3,9 млн т, ненамного опередить прежних лидеров отрасли — Alcoa и Alcan. Сейчас «Русал» производит примерно 16% мирового объема алюминия и полностью господствует на рынке России.
Впрочем, возможности для дальнейшего бурного роста в алюминиевой отрасли у «Русала» теперь ограниченны. «В свете продолжения консолидации алюминиевой промышленности я тут большого оптимизма не испытываю», — описывает в интервью Handelsblatt Александр Булыгин конкурентную ситуацию в отрасли.
В связи с этим мировой лидер алюминиевой отрасли обращает все более пристальное внимание на другие горнорудные сегменты. «Нас интересуют наряду с алюминием все цветные металлы, например свинец, медь, никель или цинк, которые торгуются на Лондонской бирже металлов, а также традиционный бизнес крупных горнорудных концернов», — говорит г-н Булыгин. Географически в поле зрения «Русала» находятся страны, располагающие дешевой электроэнергией и богатыми полезными ископаемыми, например Венесуэла, Камерун, Конго, Лаос, а также арабские государства.
Глава «Русала» уверен, что его компания хорошо подготовлена для реализации подобной стратегии: ежегодно алюминиевый гигант намерен инвестировать на эти цели примерно 2,8 млрд долл. В течение ближайших трех лет инвестиционный бюджет концерна должен пополниться еще и за счет проведения IPO, так планируют главные акционеры объединенной компании «Русал» — олигархи Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник. На сегодня большей долей концерна — 66% акций — владеет Олег Дерипаска. «Мы не можем выводить на биржу только 1%, это должна быть очень существенная доля», — подчеркивает Александр Булыгин. Согласно сообщениям в СМИ, проведение IPO может принести концерну добрых 10 млрд долл. Рыночную стоимость «Русала» аналитики оценивают примерно в 30 млрд долл.
Такие широко диверсифицированные горнодобывающие концерны, как BHP, Rio Tinto или Xstrata, вовсю пользуются растущим в мире спросом на сырье, зарабатывая на этом сверхприбыли. «Русалу» имело бы смысл провести диверсификацию, чтобы меньше зависеть от цикличности цен на один вид сырья», — говорит Елена Ананькина из рейтингового агентства Standard & Poor’s. «Нет причин, по которым «Русалу» не следовало бы расти дальше», — считает и Дамиан Бретт из Raw Materials Group. По его мнению, концерн грамотно построен и неплохо зарабатывает. Впрочем, крупные активы в сырьевом секторе нынче дороги, так как лидеры рынка сейчас активно скупают более мелких игроков, отмечает эксперт.
Поучаствовать в консолидации отрасли хочет и бразильский горнодобывающий гигант Companhia Vale do Rio Doce (CVRD), объявивший в начале года о намерении увеличить в 2007 году свой бюджет для экспансии в секторе цветных металлов с 4,5 млрд до 6,3 млрд долл.
Наряду с горнодобывающей промышленностью «Русал» намерен заняться и энергетикой. Вместе с Росатомом концерн хочет инвестировать в развитие АЭС, а совместно с РАО «ЕЭС России» он уже работает над Богучанским проектом в Сибири. Планируется, что Богучанская ГЭС будет обеспечивать потребности нового алюминиевого завода мощностью 600 тыс. т в год. ГЭС, поясняет г-н Булыгин, даст электроэнергии больше, чем требуется заводу, так что часть ее можно будет продавать на рынке. При этом Александр Булыгин имеет в виду не только промышленных потребителей. Либерализация российского рынка электроэнергии дает его компании большие шансы: по словам г-на Булыгина, в рамках стратегии есть место и для продажи электричества частным домохозяйствам. «Это наверняка будет частью нашего бизнеса», — подчеркнул г-н Булыгин.