Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров впервые официально признал возможную задержку поставок первых самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) —самого громкого проекта российского гражданского авиапрома стоимостью $1,4 млрд. Сроки задержки не называются, но, по мнению экспертов, она может составить год-полтора. Крупнейший заказчик — "Аэрофлот" — при задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода может потребовать расторжения контракта.
Вчера президент ОАК Алексей Федоров заявил журналистам, что "сроки по поставкам самолета очень напряженные", и не исключил, что они могут быть сдвинуты. Господин Федоров отметил, что с уверенностью о переносе сроков можно будет говорить, когда определится дата начала сертификации самолета. Однако господин Федоров признал, что первому и основному заказчику — ОАО "Аэрофлот — Российские авиалинии" — SSJ будет поставлен позже установленного срока. "Мы задержали поставку,— признает генеральный конструктор НПО "Сатурн" (разрабатывает двигатель для SSJ вместе с французской компанией Snecma) Михаил Кузменко.— Сроки поставки комплектующих зачастую срывались. По двигателю у нас несколько сот поставщиков из Европы, развернуть систему оказалось сложнее, чем мы предполагали".
Господин Федоров не уточнил, каковы могут быть возможные сроки задержки поставок самолета, но на испытания и сертификацию нового самолета, которые в случае SSJ еще не начались, обычно уходит около полутора лет. Например, первый полет Ан-148 состоялся еще в 2005 году, но начало серийного производства машины намечено только на конец этого года. Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года. Впоследствии он был перенесен на ноябрь—декабрь, а вчера источник в ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) сказал "Ъ", что первый полет должен состояться в апреле—мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год. "Обычная задержка для такого крупного проекта — год-полтора. Два — это тоже считается терпимым",— говорит гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак.
Разработка регионального самолета, получившего название Sukhoi Superjet 100, начата в 2001 году, продажи — три года назад. Каталожная стоимость самолета в разных модификациях — $23,4-28,9 млн. У ГСС есть твердые контракты на 73 SSJ в базовой версии на 95 мест: 30 — от "Аэрофлота" (с опционом еще на 15), 10 — от Финансовой лизинговой компании (ФЛК), 15 — от AirUnion, 6 — от "Дальавиа", 10 — от ItAli и 2 — от "Армавиа".
SSJ — главный проект российского гражданского авиапрома в последние годы. Стоимость проекта должна составить $1,4 млрд. На церемонии выкатки в сентябре прошлого года первый вице-премьер Сергей Иванов назвал SSJ первым российским пассажирским самолетом, отвечающим мировым стандартам. Первый самолет "Аэрофлот" по контракту должен получить в ноябре и затем получать по одному самолету в месяц. В парке авиакомпании SSJ должны заменить уже списанные Ту-134. В ГСС вчера не смогли прокомментировать, будут ли "Аэрофлоту" поставлены два самолета до конца года. Представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг сообщила "Ъ", что "Аэрофлот" не получал уведомлений об изменениях в графике. "Пока речи о штрафных санкциях к производителю нет",— подчеркнул вчера Алексей Федоров.
Помимо "Аэрофлота" в 2008 году ГСС должны поставить два самолета ФЛК. В прошлом году ФЛК вела переговоры о сдаче самолетов в лизинг "Трансаэро", но, как сообщили вчера "Ъ" в авиакомпании, договоренности не было достигнуто.
"Аэрофлот" и ГСС не раскрывают штрафных санкций, оговоренных в контракте. Но источник, знакомый с его условиями, рассказал "Ъ", что договор предусматривает штраф $12 тыс. за каждый день просрочки, но не более $1,5 млн за самолет. При задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода "Аэрофлот" получает право выйти из контракта и потребовать возврата авансовых платежей ($15 млн), а также процентов по депозиту с момента его перечисления. Собеседник "Ъ" отмечает, что выход из контракта мог бы быть выгоден для "Аэрофлота", но по политическим причинам считает такой вариант маловероятным.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко констатирует, что все новые авиационные проекты, как правило, реализуются с задержкой относительно первоначального графика. Руководитель аналитической службы "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что "Аэрофлот" не только не будет отказываться от контракта, но может не предъявить ГСС и штрафных санкций: "Государство как основной акционер "Аэрофлота" вряд ли будет воинственно настроено в отношении SSJ". ""Аэрофлот" понимает, что проект высокорисковый. Логично было бы вести речь не о штрафных санкциях, а о снижении цены опциона на 15 самолетов",— считает господин Пантелеев. "Стартовый заказчик любого проекта такого масштаба, в данном случае "Аэрофлот", по определению политизирован и не всегда принимает решения на коммерческой основе",— соглашается Борис Рыбак.