Помимо авиакомпаний глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов хотел бы видеть в собственности госкорпорации и несколько региональных аэропортов. В частности, как стало известно "Ъ", "Ростехнологии" претендуют на аэропорты Минеральных Вод и Южно-Сахалинска, а также на 100% акций авиакомпании "Сахалинские авиатрассы". Последние два актива давно интересуют "Аэрофлот", который планирует создать дочернюю компанию на Дальнем Востоке.
"Ъ" неоднократно писал о том, что в конце декабря глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов внес в правительство проект указа президента о формировании имущественного взноса РФ при создании госкорпорации. Проект содержит перечень активов, передающихся в собственность госкорпорации. В последней редакции этого документа появился целый раздел "воздушный транспорт". Помимо уже упоминавшихся ФГУП ГТК "Россия", ФГУП "Оренбургские авиалинии", ОАО "Владивосток Авиа" (51%) и новосибирского ОАО "Авиакомпания "Сибирь"" (25,5%) в документе оказался ряд ранее неизвестных активов.
В частности, в нем фигурируют ФГУП "Кавминводыавиа" (владеет одноименной авиакомпанией и двумя аэропортами — Минеральных Вод и Ставрополя), ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск", а также 100% акций ОАО "Авиакомпания "'Сахалинские авиатрассы"", 74,69% акций абаканского ОАО "Авиакомпания "Хакасия"" и 51% акций ОАО "Саратовские авиалинии" (владеет аэропортом Саратова).
Кроме того, аэропортом владеет и уже упоминавшийся ФГУП "Оренбургские авиалинии". Таким образом, в результате в собственности "Ростехнологий" может оказаться пять региональных аэропортов. AIRUnion и входящие в него авиакомпании в данном проекте указа не упоминаются. Источник в Минтрансе сообщил "Ъ", что эти активы будут переданы "Ростехнологиям" отдельным указом, который уже прошел согласование в ведомствах.
Крупнейшие активы, на которые претендуют "Ростехнологии" — ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы"", ФГУП "Аэропорт Южно-Сахалинск" и ФГУП "Кавминводыавиа". Дальневосточная авиакомпания перевезла в 2007 году чуть более 190 тыс. человек (рост к 2006 году составил более 27%), в парке перевозчика имеются самолеты иностранного производства типа Boeing 737-200 и DASH 8-200. Пассажиропоток южно-сахалинского аэропорта в 2007 году составил 625,3 тыс. человек, рост к показателям 2006 года составил 7,5%.
ФГУП "Кавминводыавиа" — авиаперевозчик юга России, базирующийся в городе Минеральные Воды. В состав авиапредприятия входят два аэропорта — международный Минеральные Воды и Ставрополь, расположенный в селе Шпаковское. Объем перевозок — 604,4 тыс. пассажиров в 2007 году, что на 2,3% меньше, чем в прошлом.
Зачем "Ростехнологиям" потребовались региональные аэропорты, в самой госкорпорации не комментируют. Однако источник в одной из дочерних компаний ФГУП "Рособоронэкспорт" (на его базе создаются "Ростехнологии") напомнил "Ъ", что прошлым летом "Рособоронэкспорт" создал специализированную компанию, в задачи которой входит модернизация топливозаправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах — ООО "Топливозаправочный сервис аэропортов" ("ТС-Аэро"), и заправка самолетов. "Пять аэропортов — это пилотный проект. Если нам удастся обеспечить техническую модернизацию их ТЗК, перечень аэропортов под управлением госкорпорации может быть расширен",— утверждает источник "Ъ".
В "Аэрофлоте" известие о дальнейшем расширении перечня госактивов, передаваемых "Ростехнологиям", восприняли как еще один удар по проекту создания Дальневосточной компании (в нее предполагалось включить "Дальавиа", "Владивосток Авиа" и "Сахалинские авиатрассы"). "Этот продуманный проект, предполагающий не только приобретение "Аэрофлотом" этих активов, но и их развитие. В результате был бы создан крупный магистральный перевозчик, способный стать конкурентом крупным зарубежным авиакомпаниям на этом направлении и внести вклад в развитие внутрирегиональных перевозок",— заявил "Ъ" вчера заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. По его мнению, исключение даже одной из региональных компаний приведет к тому, что "проект потеряет всякий смысл".
Впрочем, позиции чиновников различных ведомств в отношении передаваемых "Ростехнологиям" авиационных госактивов разнятся. Позавчера глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что передача "Ростехнологиям" госпакетов ГТК "Россия", "Сибири" и "Владавиа" будет полезна для страны, поскольку создаваемый госкорпорацией холдинг создаст "сильного конкурента" на рынке, в частности. "Аэрофлоту". Однако глава Росимущества Валерий Назаров вчера высказал мнение, что дальневосточные активы все-таки не стоит передавать "Ростехнологиям". "Все дальневосточные авиационные активы получит "Аэрофлот'",— заявил он.
Гендиректор консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак считает, что, учитывая исторически сложившуюся кооперацию "Аэрофлота" с дальневосточными авиакомпаниями и имеющиеся коммерческие права, "было бы значительно проще создать работоспособный филиал". "Но, на мой взгляд, "Аэрофлот" и без этих активов вполне способен создать мощную дальневосточную руку, просто на это потребует несколько больше времени и денег",— полагает эксперт, добавляя, что цена вопроса — разработанная маршрутная сеть, самолеты и летный персонал авиакомпаний, который придется искать на рынке.
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев считает, что консолидация аэропортового и перевозочного бизнеса в одних руках "прямо противоречит политике Минтранса, последовательно проводящего разделение этих видов деятельности". Он уточняет, что одновременное владение аэропортом и базовым перевозчиком, как это имеет место в Южно-Сахалинске и Минеральных Водах, создает почву для злоупотребления аэропортом своим доминирующим положением в отношении сторонних авиакомпаний. "Не стоит забывать, что "Ростехнологии" также намереваются сосредоточить в своих руках топливозаправочный бизнес в аэропортах, что также может приводить к ограничению конкуренции на рынке",— полагает эксперт.