Вчера истекли сроки действия прошлогодних контрактов по поставкам железной руды, однако китайские металлургические компании не смогли договориться с поставщиками ЖРС — Rio Tinto и BHP Billiton — о заключении новых соглашений. Горнорудные гиганты настаивают на 71-процентном повышении цен, что категорически не устраивает сталелитейщиков. Впрочем, несмотря на прекращение договорных обязательств, поставки руды в Китай не прекратятся, просто потребители в будущем должны будут доплатить.
Каждый год с 1 апреля начинают действовать новые цены по долгосрочным контрактам на железную руду, поставляемую на мировой рынок «большой тройкой» — Vale, BHP Billiton и Rio Tinto. Как правило, к этому времени потребители и поставщики сырья успевают договориться по объемам и по цене, хотя иногда переговоры затягиваются на более долгий срок. Два года назад поставщики руды также долго не могли договориться с китайскими сталеварами, которые никак не соглашались с ростом цен на сырье. Впрочем, спор решился спустя несколько месяцев более чем убедительной победой горнорудных компаний, добившихся повышения цены на 70%.
В этом году новые контракты (рост цены на руду составил 65%) успела заключить только бразильская Vale, тогда как BHP Billiton и Rio Tinto столкнулись с достаточно серьезным сопротивлением китайских потребителей. Между тем, как рассказал РБК daily представитель Rio Tinto Ник Коббан, его компания не боится затягивания переговорного процесса с китайцами. Ник Коббан напоминает, что в 2006 году Rio Tinto завершила переговоры по ценам только в июне. «Мы продолжаем поставлять нашим покупателям руду на основе долгосрочных контрактов по старым ценам, однако, как только новые цены будут зафиксированы, мы компенсируем свои потери по поставкам с 1 апреля».
Руководитель отдела маркетинга «Северсталь-ресурса» Евгений Шмаков считает, что у Rio Tinto и BHP Billiton сильные переговорные позиции, ведь они могут продавать «китайские» объемы руды на спотовом рынке. У Rio Tinto есть еще один серьезный аргумент для повышения цен — компания серьезно инвестировала в увеличение добычи железной руды и расширение транспортной инфраструктуры — специально, чтобы удовлетворить растущие аппетиты китайских металлургов.
Между тем спотовые цены на ЖРС в мире серьезно выросли в этом году. Например, цена CIF Китай на индийскую руду за полгода выросла почти на 40%: если осенью прошлого года она составляла 125 долл. за тонну, то сейчас сырье уже стоит 180 долл. Причем растет не только стоимость руды, но и ее перевозки. Как сообщает Steelguru.com, после последовательного снижения фрахтовых ставок на маршруте Бразилия — Китай в течение второй–третьей недели марта фрахт резко подорожал в конце марта до 79 долл. за тонну в течение последней недели марта.
Впрочем, чтобы обезопасить себя от повторения ситуации 2006 года, китайские сталевары пытались загодя нарастить свои запасы сырья. Кроме того, Китай наращивает собственные мощности по добыче ЖРС. В 2006 году местные горнодобывающие компании произвели 588 млн т руды, а в 2007 году, как следует из недавнего заявления вице-председателя Китайской ассоциации производителей стали и руды CISA Лю Чена, уже 800 млн т. При этом в 2008 году производство железной руды должно составить порядка 880 млн т. В 2008 году импорт руды в КНР, как ожидается, вырастет всего на 11%, до 411 млн т, тогда как в ушедшем году рост поставок составил почти 18%.