Южнокорейская Posco, занимающая четвертое место в мировом рейтинге производителей стали, намерена расширять свое присутствие за рубежом. Компания заявила о заинтересованности в приобретении части какой-либо китайской меткомпании.
При этом, речь явно идет о контрольном пакете. Posco прямо заявляет, что рассчитывает на изменение существующего порядка в китайской металлургической отрасли, согласно которому иностранная компания может владеть не более 20% акций местной.
Как считают в Posco, правительство КНР, заинтересованное в консолидации сталелитейной отрасли, коренной модернизации предприятий и закрытии устаревших мощностей, должно в ближайшем будущем снизить либо снять барьеры на пути проникновения иностранного капитала в металлургию. Ранее “запрет 20%” удалось обойти только Arcelor Mittal, но транснациональная группа приобрела китайскую компанию, зарегистрированную в Гонконге. Posco, со своей стороны, намерена брать не то, что можно взять, а тщательно выбрать наиболее оптимального партнера. Пока что у корейцев есть в КНР совместное предприятие (с компанией Benxi Iron and Steel) BX Steel Posco Cold — Rolled Sheet, выпускающее холодный прокат.
Правда, китайское правительство, признавая невыполнение прошлогоднего “плана” по выводу из строя старых металлургических заводов (было закрыто около 37,5 млн. тонн мощностей вместо ожидаемых 55 млн. тонн), не делало в последнее время никаких заявлений о либерализации доступа иностранному капиталу, предпочитая делать ставку на ведущих местных производителей. Зато на прошлой неделе китайское Министерство земли и природных ресурсов обнародовало широкомасштабный план снижения сырьевой зависимости национальной металлургической отрасли. Согласно этому плану до 2020 года в стране необходимо найти около 200 новых крупных месторождений угля, железной и медной руды и построить там добывающие комплексы.
По словам чиновников, после перехода китайской экономики на капиталистические рельсы в 80-х масштабы геологоразведочных работ резко снизились. Что же, если китайцы начнут снова искать у себя минеральные ресурсы, возможно, они что-то и найдут.
Индийское правительство, со своей стороны, продолжает свою деятельность по регулированию национального рынка проката. С началом нового финансового года власти обратились к металлургам с очень настоятельной просьбой снизить цены на стальную продукцию, которые возросли с января в среднем на треть. В качестве “кнута” правительство заявляет о возможности снижения импортных пошлин на сталь и введения экспортных. Положительными стимулами для металлургов должны стать снижение от 14 до 8% акциза на сталь, а также отмена запланированного с 1 апреля увеличения железнодорожных тарифов на перевозку железной руды.
Первая реакция индийских металлургов на это предложение была достаточно негативной, но в итоге они все же решили не ссориться с государством. Компании SAIL и Tata Steel уже заявили, что уменьшат цены на длинномерный прокат на 2 тыс. рупий (около 50 долларов) за тонну, а JSW Steel снизила стоимость оцинкованной стали на 500 рупий (около 12,5 долларов) за тонну.
Разброд и шатания.С началом нового квартала на мировом рынке стали усилились ценовые перекосы. При этом, существенно различаются между собой не только цены в различных регионах — в конце концов, это стало в последнее время типичным явлением, но и в пределах одного и того же регионального рынка.
Прежде всего, разнобой характерен для плоского проката. Хотя с 1 апреля должны вступить в силу новые цены на железную руду и коксующийся уголь, многие контракты до сих пор не заключены, поэтому металлургические компании не могут в точности оценить свои затраты. Добавляют неразберихи и такие факторы, как расходы на доставку и колебания валютных курсов.
Так, японская компания Tokyo Steel Manufacturing, выплавляющая сталь в электропечах, заявила о временной приостановке экспортных операций из-за неблагоприятного соотношения курсов доллара и иены, а также резкого повышения цен на металлолом. К началу апреля стоимость лома на японском рынке достигла 54-56 тыс. иен за тонну (почти 540-560 долларов) с доставкой. Tokyo Steel Manufacturing пыталась в ответ довести цены на свой горячий прокат до 96 тыс. иен за тонн внутри страны и 950 долларов за тонну FOB при экспорте, но потерпела неудачу. Горячекатаные рулоны на азиатском рынке в настоящий момент варьируют между 810 и 880 долларами за тонну FOB, так что инициатива японской компании не была поддержана потребителями.
Разница между нижней и верхней границей цен во многом вызвана стремительностью подъема. Некоторые компании предпочитают играть на опережение, взвинчивая свои котировки еще до того, как рынок окажется готовым принять их, другие, наоборот, плетутся в хвосте. В Азии это относится не только к горячему прокату, но и к слябам, стоимость которых варьирует от 820 до 880 долларов за тонну C&F.
В Европе турецкая Erdemir просто шокировала потребителей своими ценами на горячекатаные рулоны — до 1090 долларов за тонну с доставкой. Не удивительно, что на турецком рынке пользуется спросом украинский материал, который стоит не дороже 1000 долларов за тонну C&F. На рынке ЕС цены на горячий прокат также превысили 1000 долларов за тонну: в южноевропейские порты он приходит по 1040-1060 долларов за тонну CIF. При этом разница в ценах между горяче- и холоднокатаными рулонами, пользующимися несколько меньшим спросом, практически повсеместно сократилась до менее 50 долларов за тонну.
В США металлургические компании дружно превзошли уровень 800 долларов за короткую тонну (907 кг) в отношении цен на горячий прокат. Однако далее начинаются разногласия. Различные производители котируют свою продукцию по майским контрактам от 840 до 890 долларов за короткую тонну ex-works. Кроме того, неожиданное и резкое повышение внутренних цен на металлолом в апреле, очевидно, заставит пересматривать свои котировки и производителей длинномерного проката. В конце марта арматура котировалась в США всего по 720-750 долларов за короткую тонну ex-works, на апрель называются цены от 750 до 850 долларов за короткую тонну.
Судя по всему, это разнообразие будет приведено к общему знаменателю только после окончательного определения цен на железную руду и коксующийся уголь. Сейчас, в неясной обстановке, потребителям просто не на что опереться, чтобы выставить свои претензии поставщикам. Правда, и после внесения ясности в положение с сырьем металлурги могут найти новые поводы для повышения цен. Так, например, американская компания North American Stainless вводит для своих клиентов особую доплату, которая должна отражать степень подорожания энергоносителей.
Первое китайское предупреждение.В новый финансовый год мировой рынок железной руды входит с незаключенными контрактами на поставку сырья. Такое уже неоднократно случалось, но, пожалуй, никогда ранее переговорный процесс не продолжался так долго уже после подписания “базовых” соглашений. Австралийские компании BHP Billiton и Rio Tinto продолжают требовать от китайских покупателей так называемой “фрахтовой премии”, которая должна уравнять стоимость железной руды из Австралии и Бразилии в китайских портах. В настоящее время благодаря меньшим расходам на доставку австралийский материал обходится импортерам примерно на 40 долларов за тонну дешевле.
Наиболее агрессивно ведут себя компания Rio Tinto, которая уже пообещала, что, если не получит желаемого, вообще перейдет к продаже руды на спотовом рынке, где цены существенно выше, чем при поставках в рамках годовых контрактов. Однако и у китайских металлургов кончается терпение, они сами начали переходить к угрозам.
Китайская металлургическая ассоциация CISA, объединяющая всех основных производителей стали в стране, призвала своих членов бойкотировать руду, поставляемую на спотовый рынок Rio Tinto, под тем предлогом, что та ради более выгодных спотовых продаж не выполняет своих обязательств по долгосрочным соглашениям (что австралийцы отрицают). Если же Rio Tinto и BHP Billiton и далее будут упорствовать в своих претензиях, CISA угрожает и вовсе прекратить закупку ЖРС у этих компаний.
Безусловно, такое обещание выглядит блефом, ведь Китай импортирует из Австралии около 40% руды, что соответствует порядка 20% национального объема потребления, причем львиная доля поставок приходится именно на Rio Tinto и BHP Billiton. Однако CISA заявляет, что скорее согласится на обострение сырьевого голода в стране, но не уступит “необоснованным притязаниям” экспортеров руды.
В принципе, в китайских портах складировано более 45 млн. тонн руды, что эквивалентно более чем месячному уровню ее импорта. Кроме того, китайцы рассчитывают на дальнейшее расширение собственного производства и закупки руды у альтернативных поставщиков (например, в Индии или России). Конечно, австралийских поставок это не заменит, но, по крайней мере, нехватка сырья, безусловно, поможет властям добиться давно желаемого закрытия устаревших сталелитейных заводов.
Правда, о последствиях эскалации китайско-австралийского конфликта для всего мирового рынка черных металлов лучше и не думать.