За дешевой сталью



Резкий рост цен на сталь вызывает беспокойство у государственных мужей. Политики опасаются инфляции и принимают соответствующие меры. Китай, Индия и Вьетнам уже сделали первые шаги в этом направлении, некоторые попытки предприняты в России.
Неуправляемое наращивание сталелитейных мощностей в Китае привело серьезным последствиям для всей мировой отрасли. Во-первых, в последние годы китайцы старательно опустошают сырьевые рынки, закупая все, до чего смогут дотянуться. Результатом оказался не только мощный взлет цен на железную руду и коксующийся уголь, а и острейший дефицит этих ресурсов. Во-вторых, из крупнейшего в мире импортера стальной продукции Китай в 2007 году превратился в крупнейшего же экспортера. В третьих, рост цен на сырье дает основания производителям стали для повышения цен на свою продукцию, зачастую — неадекватно повышению затрат. Потребляющие сталь отрасли стремятся переложить увеличение расходов на покупателей своей продукции, в итоге — цены растут на основную массу промышленных товаров. Естественный результат — инфляция, которой опасаются правительства всех стран.
Политики тех государств, где практикуется ручное управление экономикой, уже перешли от опасений к действиям. Китайское правительство приняло решительные меры для обеспечения стабильного уровня цен на внутреннем рынке. С этой целью лидеры страны занялись сокращением объемов экспорта продукции энергоемких и ресурсоемких отраслей. Из этих соображений Китай ввел пошлины на экспорт некоторых видов стальной продукции. Эффект воспоследовал не сразу, однако последнее увеличение (с 1 января 2008 г.) пошлины на вывоз заготовки и слябов до 25% привело к тому, что китайские производители полуфабрикатов покинули рынки Юго-Восточной Азии, освободив их для экспортеров из России и Украины.
Индийские потребители стальной продукции решили, что было бы логично последовать примеру китайских коллег и пролоббировать свои интересы в правительственных кругах. В середине марта делегация промышленников, представляющих автомобильную промышленность и производителей автомобильных деталей, встретилась с премьер-министром Манмоханом Сингхом и потребовала запретить экспорт стальной продукции из страны (или, по крайней мере, ввести экспортные пошлины — по примеру Китая, Тайваня, Кореи и Японии). К претензиям автопрома присоединились и строительные компании — они предупредили, что, если цены на сталь не будут снижены, окажутся под угрозой планы проведения Игр Британского Содружества (Commonwealth Games) 2010. Кроме того, это, по их словам, подорвет рынок жилищного строительства.
Опасаясь лавинообразной инфляции, неизбежной, если строительные материалы и потребительские товары продолжат резко прибавлять в цене, в середине марта правительство сочло нужным принять определенные меры регулятивного характера. Министр стали, химической промышленности и удобрений Рам Вилас Пасван заявил: “Если предыдущие повышения цен были действительно связаны с ростом расходов на руду, то последние скачки не имеют к нему никакого отношения”. По оценкам Пасвана, 50%-ное увеличение стоимости сырья вполне компенсируется 10%-ным подорожанием стальной продукции, тогда как за первый квартал цены на нее подскочили на 33%.
В сложившейся ситуации правительство попыталось ограничить экспорт руды и отменило пошлины (5%) на импорт лома. Однако эти меры увенчались лишь частичным успехом. Поэтому министерство стали рекомендовало правительству запретить экспорт металла и повысить экспортные пошлины на железную руду до 15%. Индия ежегодно экспортирует до 4-5 млн. тонн стали, а также 2 млн. тонн оцинкованных листов и холоднокатаных рулонов. Разумеется, эти поставки приносят государству значительный доход, но это соображение утрачивает свое значение в преддверии парламентские выборов, которые состоятся в 2009 году: индийские политики легко утратят популярность при дальнейшем росте инфляции, которая и без того уже достигла 7%.
Кроме того, Пасван рекомендовал Комитету по ценам при правительстве снизить акциз на прокат (от 14% до 8%), отменить компенсационные пошлины на импорт стальной продукции, а также наложить полный запрет на экспорт стали. Если же все эти меры не помогут, министр рекомендует вернуть сталь под юрисдикцию Закона о товарах первой необходимости.
Конечно, сталелитейные компании страны тоже имеют мощное лобби в высших эшелонах власти, однако они обнаружили возможность защитить собственные интересы иным образом. Поторговавшись с правительством, они пришли к компромиссу. Производители решили “добровольно” сократить объемы поставок на зарубежные рынки. Правда, речь идет только о спотовых продажах: Муса Раза, президент Альянса производителей стали, объединяющего около 70% сталелитейных компаний страны, сообщил, что поставки по долгосрочным контрактам продолжатся в полном объеме. Кроме того, Tata Steel, SAIL и Ispat снизили цены на длинномерную продукцию на 2000 рупий за тонну. В свою очередь, RINL, Essar Steel, SAIL и Tata Steel согласились сократить цены на оцинкованную сталь на 500-1000 рупий за тонну. Однако они не согласились уменьшать котировки на другие категории плоскокатаной продукции. При этом производители потребовали полной отмены акциза (14%) на сталелитейное сырье, а правительство предложило им субсидию на транспортировку стальной продукции в размере 400 рупий (10 долларов) за тонну.
В Венесуэле, где уровень инфляции в 2007 году составил 22,5%, практикуется более радикальный подход к решению подобных проблем: власти просто национализируют крупные иностранные компании, которые экспортируют свою продукцию вместо того, чтобы поставлять ее на внутренний рынок по заниженным ценам. В частности, в начале апреля президент Уго Чавес решил национализировать крупнейшую сталелитейную компанию страны Ternium Sidor, которая занимает четвертое место в табели о рангах сталелитейной промышленности Латинской Америки (Sidor — главный поставщик проката в Боливию, Колумбию, Перу и Эквадор). Контрольный пакет компании принадлежит аргентинской Techint, а правительство — держатель 20% акций. Президент Чавес еще в 2007 г. предупреждал руководство Sidor о том, что государство может взять это предприятие под свой контроль, если оно не будет продавать больше стали внутри страны, а теперь собирается реализовать свою угрозу.
В России же к этой проблеме подходят более цивилизованно: сейчас Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начинает проверку соблюдения антимонопольного законодательства крупнейшими металлургическими компаниями. С жалобой в ФАС обратились “Газпромнефть”, Фонд развития трубной промышленности и “Сургутнефтегаз”, обеспокоенные повышением цен на металлопродукцию, используемую при производстве труб нефтегазового сортамента. Проверка коснется “Северстали”, Магнитогорского металлургического комбината, “Уральской стали”, Новолипецкого металлургического комбината, которые с 1 апреля увеличили цены на трубную заготовку и рулонный прокат до 50%, на ферросплавы — до 40%, чугун — до 25%. Понятно, что и трубники следом поднимут цены на 15-25%, что совершенно не устраивает нефтегазовых гигантов.
Принимает меры для удешевления стали и правительство Вьетнама. Правда, в этой стране ситуация совершенно иная. Вьетнамские потребители никогда не покупают металл непосредственно у производителей, поскольку заводы требуют немедленной оплаты в полном объеме, а строительные подрядчики способны рассчитаться за материал только после сдачи объекта заказчику. Поэтому им приходится приобретать стальную продукцию через посредников — розничных торговцев и дистрибуторов, которые, как оказалось, сильно завышают цены. Поэтому в середине марта министерствам финансов, промышленности и торговли, а также государственной корпорации Vietnam Steel Association (VSA) было поручено усилить контроль над рынком стальной продукции, чтобы предотвратить спекулятивное взвинчивание цен.
Как именно будет решать проблему правительство Украины — покажет ближайшее будущее. Украинские производители подтягивают внутренние цены к экспортному уровню, который непрерывно растет. Пока Тимошенко взялась за проверку системы ценообразования на руду “Метинвест Холдинга”, контрольный пакет которого подконтролен ее политическому оппоненту Ринату Ахметову из Партии регионов. При этом экспорт 90% продукции Полтавского ГОКа “бютовца” Константина Жеваго премьера не волнует.

УкрРудПром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_432.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru