Автомобилестроительная промышленность Соединенных Штатов начинает ощущать заметное негативное влияние кризиса на жилищном рынке этой страны, поскольку многие американцы раздумывают покупать новые автомобили в условиях, когда они могут остаться без собственного дома, да и банки и организации, выдающие автокредиты, подзакрыли свои кубышки, и лишили сотни тысяч потребителей удобного источника финансирования покупки автомобиля.
Как утверждает агентство Reuters, кредиты на приобретение жилой недвижимости, которые раньше использовались в каждой девятой сделке, теперь не являются источником “легких денег” для большинства потенциальных покупателей. А цены на подержанные автомобили упали почти на 6%, поскольку и легковые, и грузовые машины и внедорожники, поменявшие владельцев, наполнили стоянки аукционов. В результате, автоиндустрия США оказалась под огромным давлением, и текущий год может оказаться самым плохим для нее за последнее десятилетие. По прогнозам маркетинговой фирмы J.D. Power & Associates, в этом году продажи автомобилей в Соединенных Штатах составят 14,95 млн. единиц, то есть на 7,7% меньше, чем в 2007, когда в США было продано 16,2 млн. автомобилей.
А это означает, что негативное влияние указанного кризиса на всю американскую экономику может быть огромным. И не только потому, что автомобиль – это второе по величие приобретение, которое делает американский потребитель после покупки жилья, но и потому, что автомобилестроение все еще остается одни из наиболее важных локомотивов экономики США. А если уменьшится финансовая подпитка отрасли, то и предприятия, которые ее поддерживают, столкнутся с перспективой резкого спада производства. По словам финансового аналитика из Portales Partners Уильяма Райана (William Ryan), который отслеживал автомобильную промышленность в этом году, так или иначе, могут пострадать все направления, связанные с автопромом – поставщики деталей, производители, продавцы, водители, металлурги и производители лаков и красок, и даже полупроводниковые предприятия.
Автомобилестроение может и не пострадать так сильно, как жилищный сектор, поскольку банки давно уже выдают кредиты на автомобили исходя из того, что они начнут терять в цене сразу после того, как выйдут из салона, тогда как ипотечные банки во время строительного бума думали, что цены на дома и дальше будут расти. Однако теперь легкие деньги, обеспечившие бум продаж автомобилей в период с 2005 по 2007 года, кончились, и автопром США переживает такой же спад, как и сфера недвижимости. Здесь даже заметнее, чем в других отраслях, переживших недавно спад, отмечается рост числа случаев невыплаты по автокредитам. По данным Мoody's Economy.com, в I квартале 2008 банки понесли убытки по, порядка, 3,4% предоставленных ими кредитов, что на 30% больше, чем в 2002 году. Причем, трудности испытывают даже самые кредитоспособные заемщики. Кроме того согласно индексу цен на не новые автомобили Manheim, в прошлом месяце цены упали на 5,9% в годовом выражении, а на пикапы и внедорожники – даже больше. А снижение отпускных цен также означает большие потери для банков, поскольку восстановительная стоимость от этого снижается.
По сведениям Reuters, аналитики не видят признаков выхода из этого “порочного круга” в ближайшее время.