Минфин признался, что три четверти приоритетных программ практически не финансируется.
Сегодня на заседании правительства глава Минфина, вице-премьер Алексей Кудрин, расскажет об итогах исполнения бюджета в первом квартале. Ему придется признать, что госрасходы по многим статьям оказались аномально низкими или даже нулевыми.
Гордость правительства – Резервный фонд и Фонд национального благосостояния – вообще не принесли стране пользы. Деньги из этих фондов пролежали мертвым грузом, поскольку чиновники никуда их не инвестировали. Этот финансовый ступор эксперты объясняют дезорганизацией ведомств из-за смены правительства. Однако в аппарате Белого дома считают непропорциональный вброс бюджетных средств в экономику обычной практикой, которая никак не меняется многие годы.
При равномерном финансировании квартальные показатели бюджетных расходов должны составлять около 25% годовых назначений. Однако в России другие правила финансовой жизни. Большую часть года Минфин держит казенные средства на счетах казначейства, а в последние дни декабря сбрасывает бюджетополучателям чуть ли не всю сумму их годового финансирования.
Так, например, бюджетные расходы по проекту «Доступное и комфортное жилье» в первом квартале выполнены меньше чем на 4%: всего около 3,1 млрд. руб., тогда как запланированный объем годового финансирования по этому проекту составляет 80,4 млрд. руб. По приоритетному проекту «Здоровье» в первом квартале израсходовано менее 11% годового объема: 11,9 млрд. из 109,9 млрд. руб. годового бюджета. По проекту «Образование» средства освоены в объеме 8,1 млрд. руб., а годовое финансирование составляет 45,5 млрд. руб.
Всего на четыре приоритетных нацпроекта («Жилье», «Здоровье», «Образование» и «Развитие аграрного сектора») в первом квартале расходы составили 23,1 млрд. руб. – это только 9,7% годового объема. При этом аграрный нацпроект, где основная сумма приходится на субсидии молодым семьям на селе для приобретения жилья, вообще не финансировался. Источник в правительстве предположил, что такая ситуация объясняется возможной ликвидацией этого нацпроекта в случае его объединения с профильной федеральной целевой программой (ФЦП).
Правда, ситуация с финансированием ФЦП выглядит сегодня еще более удручающей. Расходы по 27 из 47 федеральных целевых программ в первом квартале практически не осуществлялись. В целом кассовое исполнение ФЦП составило в первом квартале 44,3 млрд. руб., или 6,3% годового плана. Однако расходы на 16 ФЦП были равны нулю, а по 11 программам – менее 1%. Еще 13 программ израсходовали от 1 до 10% годового плана. И только у семи ФЦП расходы были выше 10% годового объема.
Причины таких низких бюджетных расходов на ФЦП, по словам источника в аппарате правительства, совпадают с общими причинами низкого кассового исполнения бюджета в целом. В начале года, как правило, задерживается подготовка правил финансирования расходов, затягиваются также конкурсные процедуры и оформление контрактов.
По данным правительства, в первом квартале абсолютно не финансировались расходы по таким программам, как «Социальное развитие села до 2012 года», «Преодоление последствий радиационных аварий до 2010 года», «Социально-экономическое развитие Забайкалья до 2013 года»,
Чиновники аппарата Белого дома сообщили, что операции со средствами Резервного фонда и ФНБ в первом квартале не проводились. При этом потеря средств из-за укрепления рубля, так называемая курсовая разница, за период с 31 января по 31 марта составила отрицательную величину – минус 29,2 млрд. руб. для Резервного фонда и минус 9,2 млрд. руб. для ФНБ. Как известно, в конце января Стабфонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ). На 31 января объем Резервного фонда составил 3,069 трлн. руб., а ФНБ – 782,2 млрд. руб. В первом квартале в Резервный фонд были зачислены доходы от размещения Стабфонда за период с 15 декабря 2007 года по 30 января 2008 года в размере 28,6 млрд. руб. Таким образом, на 1 апреля объем Резервного фонда составил 3,068 трлн. руб., объем ФНБ – 773,6 млрд. руб.
«Во многих странах есть мусоросжигательные заводы, а в России действует еще и большой завод по сжиганию денег. Реальные средства в виде налогов сначала изымаются из экономики в бюджет, а потом фактически пропадают из-за высокой инфляции и плохо отработанных процедур», – отмечает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его словам, в аппарате нового правительства в последнее время благодаря жестким санкциям создана высокая исполнительская дисциплина. «Однако в начале года многие чиновники министерств, ведомств и аппарата Белого дома практически не работали в ожидании реформирования и инаугурации нового президента», – поясняет Делягин. Аномально низкое финансирование многих статей бюджета, по его словам, даже вынудило Минфин ограничить регулярные публикации текущего финансирования по основным статьям расходов.
По данным Минфина, кассовый профицит федерального бюджета по итогам первого квартала 2008 года, по уточненным данным, составил 600 млрд. руб., или 6,8% ВВП. Доходы федерального бюджета по итогам первого квартала составили 1 трлн. 932,7 млрд. руб., или 22% к предварительной оценке ВВП за первый квартал 2008 года. Расходы по кассовому исполнению составили 1 трлн. 332,7 млрд. руб., или 15,2% ВВП. При этом расходы исполнены на 18,3% к уточненной бюджетной росписи на 2008 год.
По словам источника в правительстве, объем поступлений доходов федерального бюджета оказался выше прогноза на первый квартал на 6,4%, или на 115,4 млрд. руб. При этом основными источниками доходов стали: вывозная таможенная пошлина (33,5% общего объема доходов), НДС (16,4%), НДПИ (19,1%) и налог на прибыль (8,7%).
Михаил Сергеев