В Госдуме готовятся переписать треть статей действующего Таможенного кодекса. Экс-глава таможни депутат Валерий Драганов обещает существенно упростить процедуры оформления грузов для добросовестных участников рынка. В частности, предлагается ввести институт уполномоченных грузополучателей, которые смогут оформлять товары на собственных складах, и расширить число участников ВЭД, которым не придется вносить денежное обеспечение в счет уплаты таможенных платежей.
Введенный с 2004 года Таможенный кодекс (ТК) при его принятии преподносился авторами из правительства и Госдумы как прогрессивный закон прямого действия. Утверждалось, что с его появлением отомрут все сковывающие бизнес инструкции и таможенное оформление станет прозрачным и необременительным. Однако, как признает сейчас "куратор" принятия кодекса в Госдуме в 2003 году депутат Валерий Драганов, документ "вновь оброс инструкциями, что само по себе является сигналом к его изменению". Поэтому экспертный совет по таможенно-тарифной политике Госдумы подготовил объемный блок поправок в кодекс. Эксперты намерены переписать около 145 из его 439 статей.
Одно из значимых изменений — введение института уполномоченных грузополучателей, которые смогут оформлять товары на собственном складе без их представления таможенникам. Получить статус уполномоченного смогут лишь проверенные участники ВЭД. В частности, соответствующие "коэффициенту таможенной устойчивости", основанному на анализе финансового состояния, оборотов и платежей, а также на некоем "показателе, приемлемом для таможенных органов" и определяемом самой ФТС. Также среди требований — стаж внешнеэкономической деятельности не менее трех лет, бухгалтерская отчетность по международным стандартам, отсутствие задолженности и систематических нарушений таможенного законодательства. По словам господина Драганова, статус уполномоченного грузополучателя смогут получить представители и околотаможенной сферы (таможенные брокеры и перевозчики, владельцы складов временного хранения). "Этот принципиально новый подход значительно упростит процедуры таможенного оформления и сократит затраты бизнеса",— надеется депутат.
Другая новация обновляемого кодекса — расширение числа участников ВЭД, которым не придется вносить денежное обеспечение уплаты таможенных платежей. Сейчас компаниям приходится вносить залог, если товар находится во временном пользовании или его таможенная стоимость уточняется. Поправки освобождают от этой обязанности уполномоченных грузополучателей, а также компании, использующие упрощенные процедуры (это крупные экспортеры и импортеры со стабильными грузопотоками), промышленные градообразующие предприятия и компании, заключившие инвестиционные и концессионные соглашения на условиях государственно-частного партнерства. Также среди поправок — изменения механизма формирования таможенной системы управления рисками: таможенники смогут уйти от тотального контроля за всеми участниками ВЭД, проводя проверки только тех компаний, которые могут оказаться нарушителями.
По словам Валерия Драганова, подготовленные экспертным советом поправки будут отправлены на предварительное согласование в правительство уже на следующей неделе. На рассмотрение Госдумы депутат намерен внести новую редакцию кодекса осенью этого года.