Группа ИСТ, реализующая проект строительства нового вагоностроительного завода в Тихвине (Ленинградская область), изготовила первые образцы полувагонов и начала процедуру их сертификации. Запуск нового завода стоимостью свыше 800 млн долл. запланирован на 2010 год, однако сразу по завершении сертификации заказчики выстроятся в очередь за крайне дефицитными на растущем российском рынке вагонами. Основными покупателями скорее всего станут частные транспортные компании, уже заявляющие большой интерес к будущей продукции ИСТ.
Будущий завод в Тихвине намерен производить порядка 10 тыс. новых вагонов: полувагонов для перевозки руды, хопперов-минераловозов и платформ для перевозки 80-футовых контейнеров. Это наиболее востребованные сейчас на рынке типы вагонов. Кроме того, завод планирует производить 70 тыс. т литья и 50 тыс. колесных пар в год, которые позволят в полной мере обеспечивать послепродажное обслуживание клиентов. Всего машиностроительная промышленность СНГ производит порядка 75 тыс. выгонов в год, причем пока почти все они используются лишь для замены стремительно устаревающего вагонного парка. Причем продукция крупнейшего предприятия отрасли, «Уралвагонмаша», практически полностью контрактуется РЖД. Дефицит в новых вагонах в России эксперты оценивают в 10—20 тыс. вагонов. За последние 1,5 года их стоимость выросла в 2—2,5 раза и теперь находится в районе 100 тыс. долл. за полувагон. Таким образом, выручка нового Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ) только от продажи вагонов может превысить 1 млрд долл., а с учетом заявленного более высокого качества вагонов, превосходящих представленные на рынке как по грузоподъемности, так и по скорости и износостойкости, что позволит повысить цены, эта цифра может заметно вырасти.
«В настоящее время ТВСЗ ведет переговоры с компаниями, работающими на сырьевом рынке, металлургическими предприятиями, частными операторами. Как показывает общение, интерес достаточно большой, — сообщил один из представителей ИСТ. — При этом необходимо отметить, что среди потенциальных потребителей не только российские, но и компании из ближнего зарубежья».
По словам коммерческого директора «Евросиб ТЭС» Игоря Толстихина, выбранные для производства ИСТ типы вагонов наиболее актуальны сейчас на рынке. «У нас трудности с реализацией нашей инвестпрограммы в первую очередь из-за дефицита литья и колесных пар: практически везде уже все вагоны законтрактованы на будущее, — делится он. — Начинать общение с ИСТ можно, не дожидаясь сертификации, и мы заинтересованы в ежегодных закупках примерно 1,5 тыс. вагонов в год». В феврале «Евросиб» заявлял о планах по закупке в ближайшие пять лет 20 тыс. новых вагонов и об инвестициях в это направление 150—200 млн долл. в год.
«На фоне активного роста рынка железнодорожных перевозок развитие вагоностроительных производств — момент положительный как для отрасли, так и для экономики в целом, — отмечает председатель совета директоров компании «Глобалтранс» (группа «Н-Транс») Александр Елисеев. — Мы продолжаем наращивать парк подвижного состава, в этом году мы активно покупаем полувагоны и хопперы».
Дмитрий Бовыкин, руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswick Rail Leasing, полагает, что при нынешнем дефиците на рынке у Тихвинского завода сбыт будет обеспечен как минимум в ближайшие пять-шесть лет и какая-то минимальная конкуренция у него появится только после этого. «Мы хорошо знакомы с этим проектом и готовы сотрудничать, однако на сертификацию новых вагонов потребуется значительное время», — полагает он. В ИСТ обещают завершить все испытания и сертификацию к концу 2009 года.