Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Кризис шагает по планете



Резкое снижение мирового спроса на стальную продукцию, сопровождаемое беспрецедентным по своей скорости падением цен, заставляет меткомпании поспешно уменьшать объемы производства, чтобы сократить избыток предложения на рынке.
Безусловно, наиболее серьезные потери понесла украинская сталелитейная отрасль, где уровень загрузки мощностей в середине октября составлял порядка половины от докризисных показателей. Однако большие проблемы возникли и у других компаний по всему миру.
По предварительным данным, производство чугуна и стали в Китае сократится в октябре на 11% по сравнению с сентябрьским показателем. Все ведущие металлургические корпорации страны сообщили об уменьшении выпуска стали на 20% по сравнению с плановыми показателями. Причём некоторые компании собираются придерживаться этих самоограничений до конца года. Как ожидается, это позволит убрать с рынка около 15 млн. тонн стальной продукции на протяжении четвертого квартала.
В Европе о 20%-ном сокращении загрузки объявила компания Corus, принадлежащая индийской группе Tata Steel. Кроме того, российская “Северсталь” на 25-30% урежет выпуск на своих заводах в России, Италии и США. Среди других российских компаний о 15%-ном снижении производства проката в октябре сообщил Магнитогорский меткомбинат.
Группа Arcelor Mittal, начав сокращения в Украине и Казахстане, расширила эту политику на Восточную Европу. Было объявлено, что польские предприятия корпорации выплавят в текущем году на 10-15% меньше стали, чем в 2007-м, а в Румынии завод Arcelor Mittal Galati из-за недостатка заказов уменьшает выпуск готовой продукции на 50%. Об аналогичных действиях на конкретных предприятиях Arcelor Mittal в Западной Европе и США пока не сообщалось.
Кризис начинает оказывать влияние и на реализацию проектов в металлургической отрасли. Индийская JSW Steel, третий по величине производитель стали в стране, заявила о временной приостановке подготовки к строительству интегрированного комбината мощностью 6 млн. тонн (а в перспективе — 10 млн. тонн) в штате Западная Бенгалия. Заявлено, это решение было принято из-за нехватки финансовых средств и трудностей в привлечении оных. Между тем из всех индийских “гринфилдов”, анонсированных в течение 2005-2008 годов, именно этот проект JSW имел один из самых высоких шансов на успех. JSW Steel удалось приобрести землю под постройку и получить почти все разрешения на строительство, что пока является непреодолимым препятствием для других компаний, решивших строить металлургические заводы в Индии.
Австрийская компания Voest Alpine тем временем также отложила принятие решения по своему проекту на Черном море. Австрийцы окончательно определятся с тем, где построить комбинат на 5 млн. тонн в год, только к декабрю 2009 года. Фаворитами пока считаются Болгария и Румыния.
Индонезийская компания Krakatau Steel также перенесла на 2009 год проведение IPO, от которого ожидалось привлечение 330 млн. долларов за счет продажи до 30% акций. Средства предполагалось вложить в расширение мощностей компании от нынешних 2,5 млн. до 5 млн. тонн стали в год к 2011 году. Теперь эти планы, очевидно, придется пересматривать.
И только китайская Metallurgical Construction Group Corp. (MCC) отважно анонсировала план вложения 1,5 млрд. долларов в строительство интегрированного металлургического комбината не определенной пока мощности на Филиппинах. Правда, ранее MCC вела свой бизнес исключительно в сфере цветной металлургии и лишь недавно занялась добычей железной руды. Так что не исключено, что эта декларация на намерениях, несмотря на положительную реакцию со стороны правительства Филиппин, так и останется декларацией.
Все ниже, и ниже, и ниже..
Из всех видов массовой стальной продукции, торгуемой на мировом рынке, относительно стабильными остаются только цены на японский и корейский высококачественный плоский прокат. Его производители, заранее сообщив покупателям о сокращении поставок в четвертом квартале, сумели сохранить стоимость своих горячекатаных рулонов в интервале 950-1050 долларов за тонну FOB. На остальных же рынках спад продолжается.
В Китае цены на широкий ассортимент стальной продукции просто обвалились после праздников в начале октября, всего за две недели потеряв порядка 70-140 долларов за тонну. Заготовки, арматура, катанка, горячий прокат подешевели в некоторых городах восточных провинций до 500 долларов за тонну ex-works или немногим более. В сентябре китайские компании достаточно успешно компенсировали слабость внутреннего рынка поставками за рубеж, экспортировав почти 6,9 млн. тонн стали (включая 210 тыс. тонн полуфабрикатов), но в октябре это делать сложнее. И хотя продукция высокого передела более успешно сопротивляется спаду, китайским компаниям таки снова пришлось понизить экспортные цены на арматуру до около 620-670 долларов за тонну FOB, а на горячий прокат — до 650-700 долларов за тонну FOB.
В Украине заготовки у некоторых продавцов подешевели до уровня не то что 2007-го, а 2006 года. На прошлой неделе отдельные предложения поступали по ценам ниже 400 долларов за тонну FOB. Арматура в странах Персидского залива котируется на уровне 650-720 долларов за тонну C&F, но за долю этого рынка, емкость которого в данный момент очень ограничена и, судя по всему, останется таковой до февраля-марта, претендуют слишком много поставщиков. Горячий прокат из СНГ приобретается ближневосточными компаниями по 720-780 долларов за тонну C&F, но потребители рассчитывают на понижение до 600-650 долларов за тонну C&F до конца текущего года.
В Европе импортные горячекатаные рулоны близки к уровню 600 евро за тонну CIF, заставляя местных производителей понемногу сбавлять свои котировки. Правда, спрос на плоский прокат в странах ЕС хотя и невысокий, но достаточно устойчивый, чего нельзя сказать о длинномерной продукции. Даже компаниям в северной части Европы, где цены на конструкционную сталь в последние месяцы стабильно выше, пришлось снизить стоимость арматуры до 500-510 евро за тонну ex-works. В то же время на юге котировки не превышают 420-450 евро за тонну ex-works.
Падение цен на металлолом до менее 200 долларов за тонну с доставкой для материала HMS №1 заставило американских металлургов резко сбавить цены. По сравнению с концом сентября и длинномерный, и плоский прокат подешевели более чем на 100 долларов за тонну. Арматура в США предлагается местными компаниями в среднем по 870-890 долларов за метрическую тонну ex-works, но уже на подходе импорт, стоимость которого не достигает и 800 долларов за тонну CIF. По горячекатаным рулонам такой разрыв меньше. Средний уровень цен американских производителей составляет 930-940 долларов за метрическую тонну ex-works, тогда как импортный прокат котируется по 920-930 долларов за тонну CIF. Холодный прокат предлагается иностранными поставщиками в среднем по 1025 долларов за тонну CIF, что опять-таки мало отличается от средних американских цен ex-works.
Как заявляет руководство корейской компании Posco, четвертый квартал 2008 года будет очень тяжелым для мировых металлургических компаний, да и прогнозы на 2009 год отнюдь не выглядят радостными. В связи с этим, как заявляет Posco, в будущем году необходимо понижение цен на минеральное сырье.
Кто кого перетянет
Японские металлургические компании приняли требование бразильской Vale о “незапланированном” 11%-ном повышении цен на железную руду с 1 октября, но китайские компании отказываются пойти на аналогичные уступки. К переговорам между хозяйствующими субъектами уже присоединились китайские и бразильские власти, однако стороны пока далеки от достижения компромисса.
Китайский импорт ЖРС в сентябре оказался неожиданно большим. Объем закупок составил 39,2 млн. тонн, что на 1,8% превышает августовский показатель. В январе-сентябре китайские компании приобрели за рубежом 346,1 млн. тонн руды, на 22% больше, чем за тот же период годичной давности. Австралийские эксперты предполагают, что по итогам года общий объем составит 450-460 млн. тонн против прошлогодних 383 млн. тонн.
Тем не менее в последние недели обстановка на мировом рынке железной руды складывается отнюдь не в пользу поставщиков. Согласно многочисленным сообщениям, Китай в октябре резко сократил импорт железной руды. Некоторые компании отказываются от плановых поставок по долгосрочным контрактам, жалуясь на отсутствие финансовых средств. Производство стали в стране должно сократиться в октябре, по предварительным данным, на 11%, что приведет к экономии более 8,5 млн. тонн руды. Ряд китайских компаний приобретают уже доставленное в порты сырьё. Объем портовых запасов сокращается на 1-1,5 млн. тонн в неделю, но их общий объем составляет около 70 млн. тонн, так что этих резервов хватит надолго.
Сокращение поставок руды в Китай обернулось рекордным за последние 5 лет падением ставок на фрахт - почти в 7 раз менее чем за полгода. Стоимость доставки 1 тонн (мокрой) руды из Бразилии в Китай составляет сейчас 14,8-15,0 долларов, а из Австралии — 7-8 долларов. На китайском спотовом рынке 63,5%-ный индийский концентрат котируется всего по 80-85 долларов за тонну CIF, что значительно уступает уровню контрактных цен. В частности, стоимость австралийской руды по годовому контракту составляет немногим более 90 долларов за тонну FOB.
Ряд специалистов считают, что в 2009 году ведущим экспортерам руды придется впервые за семь лет снизить цены или, в лучшем для них случае, согласиться на сохранение прежних условий. Этой точки зрения придерживаются и китайские металлургические компании, которые обратились к Vale с просьбой понизить цены на руду с 1 октября. Бразильцы отреагировали на это “издевательство” приостановкой поставок как минимум одному китайскому клиенту, однако никакой паники в Китае это не вызвало.
Виталий Шимкович

УкрРудПром
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_563.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru