Ижорский трубный завод (ИТЗ, входит в «Северсталь») станет вторым после Выксунского металлургического завода (входит в Объединенную металлургическую компанию) российским участником тендера на поставку труб для первой очереди подводной части газопровода Nord Stream. При этом отсутствие сертификата DNV не будет помехой для ИТЗ. Как стало известно РБК daily, несмотря на завершение приема коммерческих предложений на участие в тендере 30 мая, его организаторы готовы подождать, пока ИТЗ закончит необходимые процедуры для получения допуска к конкурсу.
Nord Stream (бывший Северо-Европейский газопровод) — проект строительства газопровода из Сибири в Западную Европу — состоит из двух участков: сухопутного Грязовец — Выборг (917 км) и подводного бухта Портовая (Россия) — Грайфсвальд (Германия) протяженностью 1200 км. Оператор проекта — Nord Stream AG, основными акционерами которой являются «Газпром» (51%), германские BASF и E.ON (по 24,5%). Проектная пропускная способность — до 55 млрд куб. м газа в год. Общая стоимость проекта может составить не менее 5 млрд евро, а затраты на первую очередь подводной части оцениваются экспертами в 1,5 млрд евро.
Первую очередь Nord Stream пропускной способностью 27,5 млрд куб. м природного газа в год, по данным Nord Stream AG, предполагается ввести в строй в 2010 году. Сейчас ведутся активные работы на сухопутном участке газопровода. Накануне глава компании — оператора проекта Буркхард Бергманн подтвердил в интервью Reuters, что сроки запуска двух очередей газопровода остаются неизменными — 2010 и 2012 годы, несмотря на осторожные протесты Латвии по этому поводу.
Тендер на поставку труб для подводной части Nord Stream начался в конце прошлого года. Как ранее заявлял технический директор Nord Stream AG Сергей Сердюков, тендерные материалы были «разосланы именным образом» потенциальным претендентам. Он также отмечал, что трубы для проекта (должны выдерживать давление не менее 210 атмосфер, с толщиной стенки 30—45 мм, диаметром 1220 мм, группа прочности стали — Х70) могут производить только шесть заводов в мире: два российских, три японских и один немецкий.
Подробнее условия тендера компанией — оператором проекта не раскрывались. При этом, как сообщили РБК daily в Nord Stream AG, прием коммерческих предложений на участие в нем завершается 30 мая, а итоги будут подведены в течение 2007 года. По заявлениям возможных участников тендера, к нему могут быть допущены производители, получившие сертификат норвежской компании Det Norske Veritas (DNV). В начале мая основной российский претендент на поставку труб большого диаметра для Северо-Европейского газопровода Объединенная металлургическая компания (ОМК) сообщила об успешной сертификации своих труб по стандарту DNV. «Опытная партия труб в объеме более 500 т была произведена в присутствии представителей оператора Nord Stream», — отмечалось в сообщении компании.
Тогда же ОМК заявила о том, что «становится первым и единственным в России и СНГ квалифицированным производителем труб по стандарту DNV-OS-F101 для подводных трубопроводных систем». Но, как оказалось, активную подготовку к покорению Nord Stream ведут и в «Северстали» на запущенном в прошлом году ИТЗ. Как заявлял 22 января гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, компания планирует участвовать в данном тендере. По его словам, ИТЗ способен выпускать трубы с необходимым комплексом характеристик. Как сообщил РБК daily один из участников трубного рынка России, может случиться, что итоги тендера не будут подведены до тех пор, пока на ИТЗ не освоят производство труб по стандарту DNV. «Не исключено, что организаторов конкурса убедят подождать с подведением итогов», — отметил источник РБК daily.
Вчера «Северсталь» не комментировала свое возможное участие в проекте строительства подводной части газопровода. В Nord Stream AG также не сочли нужным добавить что-либо к сказанному ранее. Запрос РБК daily в компанию Europipe, считающуюся участниками рынка одним из возможных конкурентов ОМК, остался без ответа. С тем, что ИТЗ подождут, согласны и отраслевые эксперты. «Северсталь» не обидят», — уверен аналитик ФК «Уралсиб» Кирилл Чуйко. По его словам, ИТЗ запускался в том числе и в расчете на участие в Nord Stream.