АвтоВАЗ отказался от идеи продажи дочерней сбытовой сети ОАО "Лада-Сервис". Завод ожидает от государства $1 млрд, что делает бессмысленным продажу сети в четыре раза дешевле рыночной стоимости — за $150 млн. По мнению руководства АвтоВАЗа, сейчас важнее гарантированный сбыт. Остатки на складах завода сопоставимы с продажами за два месяца.
В пятницу АвтоВАЗ сообщил, что отказался от идеи продажи дочернего дилерского холдинга ОАО "Лада-Сервис". Это решение, пояснили на заводе, связано с "неблагоприятной ситуацией на рынке". Вернется ли АвтоВАЗ к идее продажи "Лады-Сервис", на заводе не пояснили. О желании продать до 100% акций "Лады-Сервис" президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил в сентябре, уточнив, что сделку планируется закрыть уже в 2009 году. Уже к концу октября на сеть нашелся покупатель — дилер АвтоВАЗа, владелец холдинга "Фаворит-моторс" Владимир Попов, готовый заплатить $150 млн. Независимые аналитики оценивали сеть в $600 млн, а в условиях кризиса — в $350 млн. В пятницу господин Попов сказал "Ъ", что сожалеет о решении АвтоВАЗа, однако по-прежнему готов купить "Ладу-Сервис".
Источники "Ъ" на АвтоВАЗе поясняют, что он отказался от сделки, поскольку сейчас "достаточно неопределенная ситуация с продажами". В октябре АвтоВАЗ признал, что его складские запасы достигают 100 тыс. машин (сопоставимо с двухмесячным объемом продаж завода) и что у дилеров нет денег на выкуп автомобилей. В этой ситуации, уточняют собеседники "Ъ" на АвтоВАЗе, "гораздо спокойнее иметь собственный канал сбыта, который будет гарантированно выкупать автомобили". "Лада-Сервис" объединяет 140 дилерских центров АвтоВАЗа по всей России, на сеть приходится 25% сбыта завода.
Кроме того, говорят собеседники "Ъ" на заводе, "под собственную дилерскую сеть можно увереннее привлекать финансирование". Как уже сообщал "Ъ", сейчас АвтоВАЗ ведет переговоры о выделении ему госфинансирования в объеме до $1 млрд, для того чтобы фактически предоставить своим дилерам товарный кредит. Этот кредит может выдать Внешэкономбанк, механизм сейчас уточняется. В пятницу агентство "Интерфакс" сообщило, что завод предлагает государству выкупить его три облигационных займа на общую сумму $740 млн — как обращающихся, так и готовящихся к выпуску. На АвтоВАЗе говорят, что выкуп облигаций — один из возможных механизмов кредитования завода государством. В мае-августе 2009 года АвтоВАЗу будет предъявлено к погашению облигаций на общую сумму $300 млн, и часть денег Внешэкономбанка могла бы пойти на их выкуп, а оставшиеся $600-700 млн — на покупку новых облигаций АвтоВАЗа и кредиты заводу.
Альтернатива выкупу облигаций — выделение АвтоВАЗу прямого кредита на $1 млрд. Конкретные условия кредитования источники "Ъ" не раскрывают, но говорят, что "они выгоднее облигаций хотя бы потому, что кредит должен быть долгосрочным" (облигации размещаются на два-три года). Когда будет принято окончательно решение о форме финансирования, не решено. АвтоВАЗ не единственный автопроизводитель, обратившийся во Внешэкономбанк за госфинансированием. Заявку на получение $400 млн также подала группа ГАЗ0.
Михаил Лямин из Банка Москвы считает вариант с выкупом облигаций более быстрым и удобным для АвтоВАЗа и Внешэкономбанка. В частности, Внешэкономбанк мог бы перепродать облигации завода на рынке, рассуждает аналитик, или включить их в ломбардный список Центробанка (под бумаги, включенные в ломбардный список, банки могут перекредитовываться в ЦБ). Михаил Пак из ИФК "Метрополь" считает, что механизм выделения госсредств не так важен, главное, что АвтоВАЗ наверняка получит обещанный ему $1 млрд. В этой ситуации у завода не будет острой потребности в деньгах минимум до начала следующего года, поэтому продавать "Ладу-Сервис" прямо сейчас, на плохом рынке, неразумно.