Публикуем полный текст обращения С.В.Чемезова
Председателю Правительства
Российской Федерации
В.В.Путину
Уважаемый Владимир Владимирович!
В условиях разрастающегося мирового финансового кризиса Правительством Российской Федерации предпринимаются конкретные шаги, направленные на защиту отечественной экономики.
В этой ситуации Общероссийская общественная организация «Союз машиностроителей России» принимает активное участие в разработке мер, способствующих преодолению кризиса в реальном секторе экономики. Совместно с региональными отделениями Союза мы ежедневно проводим мониторинг и анализ состояния машиностроительной и смежных отраслей промышленности.
На основании полученных данных нами сформирован ряд предложений, направленных на стабилизацию и выравнивание ситуации в промышленном секторе экономики:
1. Государственная поддержка платежеспособного спроса на продукцию отечественной обрабатывающей промышленности:1.1 Выделение государственного финансирования на цели реализации проектов по созданию транспортной инфраструктуры (автодорог, железных дорог, трубопроводного транспорта), промышленному, коммерческому и жилищному строительству для создания платежеспособного спроса на продукцию обрабатывающей промышленности, машиностроительной отрасли и рынка строительных услуг.
1.2 Пересмотр существующих контрактных условий при обеспечении государственного и оборонного заказа (в т.ч. увеличение авансирования до 70-80%).
1.3 Отмена залогов при проведении тендера на получение государственного заказа для облегчения участия предприятий, без необходимости привлечения банковских гарантий:
- внесение изменений в ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ с целью исключения требований по обеспечению обязательств при размещении контракта;
- по государственным контрактам, заключенным до 1 января 2009 года, но подлежащим исполнению в 2009 г. и далее, обеспечение обязательств в виде залога необходимо вернуть предприятиям, в случае выдачи банковских гарантий, проценты по банковским гарантиям возместить предприятиям в цене продукции.
1.4 Возмещение (либо частичное дотирование) из федерального бюджета затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, для финансирования исполнения обязательств по государственным закупкам и финансирования инвестиционных программ технического перевооружения российских предприятий.
1.5 Проведение дополнительной эмиссии акций стратегических предприятий с последующим выкупом государством или уполномоченными банками с резервированием в бюджете соответствующих финансовых средств.
1.6 Поддержка рефинансирования ранее взятых кредитов и погашения внешней задолженности наиболее значимых компаний реального сектора.
1.7 Предоставление правительствам и компаниям зарубежных стран «связанных кредитов» на закупку продукции машиностроения российского производства, при использовании межгосударственных механизмов минимизации рисков неплатежей (госгарантии, встречные поставки и т.д.), прежде всего для стран Азии, Африки и Латинской Америки.
2. Восстановление кредитно-финансовой функции банковской системы:2.1 Выделение государственных средств для государственных лизинговых компаний (ВТБ-лизинг, ВЭБ-лизинг, РГ-лизинг и др.) для закупки отечественной машиностроительной продукции под реализацию поддерживаемых государством инвестиционных проектов и программ в области промышленного и территориального развития.
2.2 Утверждение методики оценки для целей определения банками залоговой стоимости акций, при предоставлении кредитного обеспечения (залогов) в пределах стоимости не ниже балансовой стоимости чистых активов, а также расширение ломбардного списка Центрального Банка Российской Федерации.
2.3 Выделение уполномоченными государством банками целевых кредитов, рефинансируемых Центральным банком Российской Федерации, по льготным ставкам (не более 8% в год), на финансирование инвестиционных и производственных проектов машиностроительным компаниям России.
2.4 Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для оказания государственной поддержки кредитования предприятий, обеспечивающих выполнение работ для государственных нужд.
3. Защита российского рынка промышленной продукции с целью увеличения объемов продажи товаров отечественного производства на внутреннем рынке:3.1 Повышение ставок импортных пошлин до 30-40% и выше по основным видам конечной продукции машиностроения (машины и оборудование).
3.2 Распространение действия постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2005 г.№ 166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки» на продукцию основных системообразующих отраслей машиностроительного комплекса России, имея в виду:
- производство конечного продукта (машина, агрегат, технологическое оборудование), организуемое на территории России после 1 января 2009 года, должно быть локализовано не менее чем на 75% (по стоимости) в срок не более чем 5 лет с момента заключения соответствующего Соглашения;
- ключевые комплектующие изделия и материалы в соответствии с утвержденным Минпромторговли России перечнем для каждого проекта и определяющие основные технико-экономические показатели, а также потребительские свойства соответствующей продукции, должны быть произведены на территории России;
- система послегарантийного технического обслуживания должна быть создана в России с обучением и подготовкой российского сервисного персонала.
3.3 Повышение контроля и упорядочение процесса сертификации импортной машиностроительной продукции на соответствие требованиям безопасности, техническим регламентам и стандартам, действующим в Российской Федерации, в том числе ужесточение контроля над работой сертификационных органов и введение ответственности, вплоть до уголовной, за нарушения, связанные с необоснованными выдачами сертификатов соответствия и недобросовестным проведением экспертиз.
В связи с вышеизложенным Союз машиностроителей России выражает готовность совместно с Федеральными органами исполнительной власти принять участие в выработке и реализации мер, направленных на защиту экономики России от последствий мирового финансового кризиса.
Председатель С.В. Чемезов