Государство нашло способ получить контроль над НПО "Сатурн", которого давно пытается добиться госхолдинг "Оборонпром". Оказавшееся в тяжелом финансовом положении НПО обратилось за финансированием во Внешэкономбанк, но тот поставил условием выделения кредита продажу 13% акций компании "Оборонпрому".
Вчера министр финансов Алексей Кудрин заявил, что в ближайшее время "будут приняты решения об изменении состава акционеров и других мерах по стабилизации работы" НПО "Сатурн". Министр добавил, что анализ деятельности предприятия показал, что сложности "Сатурна", который занимается созданием двигателя для самолета SSJ 100, связаны с неэффективной работой менеджмента.
Госхолдинг "Оборонпром" давно ведет с частными акционерами "Сатурна" во главе с его гендиректором Юрием Ласточкиным безуспешные переговоры о выкупе их пакета для интеграции предприятия в формируемый двигателестроительный госхолдинг. В силу своей специфики (НПО, в частности, разрабатывает двигатели для истребителей Су) "Сатурн" должен стать одним из ключевых активов в госхолдинге. Поручение об интеграции "Сатурна" в госхолдинг было дано президентом Владимиром Путиным в августе 2007 года.
Около месяца назад "Оборонпром" активизировал переговоры. И теперь у государства появился серьезный рычаг для воздействия на менеджмент "Сатурна". В конце октября Юрий Ласточкин заявлял, что "у "Сатурна" сократился доступ к заемным средствам" и менеджмент предприятия "рассматривает возможность обращения к ВЭБу за финансированием". Источник в профильном ведомстве рассказал "Ъ", что "Сатурн" действительно обратился в ВЭБ с просьбой о предоставлении кредита на программу SSJ. Но, по словам источника, в качестве условия предоставления кредита менеджменту "Сатурна" было сделано предложение о продаже "Оборонпрому" 13% акций компании, которых государству не хватает для контроля. Сделку берется профинансировать ВЭБ. В "Оборонпроме" и ВЭБе вчера отказались от комментариев. Мобильный телефон Юрия Ласточкина вчера весь день был недоступен.
НПО "Сатурн" — разработчик и производитель двигателей для самолетов, в том числе Ту-154М, Ил-76 и Sukhoi Superjet (SSJ). Портфель заказов "Сатурна" — $500 млн, выручка по итогам 2007 года — 10,4 млрд руб., чистая прибыль — 1,98 млрд руб. 37% акций принадлежит государству; 60% — ряду юридических лиц, основным бенефициаром которых считается гендиректор предприятия Юрий Ласточкин.
По данным "Ъ", кредит ВЭБа необходим "Сатурну" для продолжения текущей деятельности. Работу НПО только что проанализировала комиссия под руководством Минпромторга. "У "Сатурна" уже был технический дефолт (в сентябре компания не смогла вовремя заплатить 125,34 млн руб. по купону облигационного займа), под вопросом погашение облигационного займа и кредитов у ряда банков",— пояснил вчера "Ъ" источник в правительстве, знакомый с выводами комиссии. По данным другого источника, до конца года "Сатурну" придется заплатить около 8 млрд руб. долгов. По словам источника в правительстве, комиссия также поставила менеджменту "Сатурна" в вину "отвлечение средств на приобретение акций (в том числе Уфимского моторостроительного производственного объединения, УМПО.)". УМПО также предполагается включить в двигателестроительный госхолдинг.
Эксперты рассматривают ситуацию с НПО "Сатурн" как чисто политическую. Руководитель аналитического центра "Авиапорт" Олег Пантелеев уверен, что цель государства — подтолкнуть менеджмент "Сатурна" к продаже пакета. "Если кредит ВЭБа важен для "Сатурна", то государство нашло сильный инструмент для воздействия на компанию",— утверждает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.