Комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять в первом чтении законопроект "Об особенностях передачи имущественного взноса РФ госкорпорации "Ростехнологии"". Документ предполагает ускоренный вариант приватизации госактивов, передаваемых в собственность "Ростехнологий", аналогичный тому, что был использован при создании ГК "Росатом" и ОАО РЖД. Правда, взамен "Ростехнологиям" предложено отказаться от претензий на совмещение функций распорядителя и получателя бюджетных средств.
В распоряжении "Ъ" оказался законопроект "Об особенностях передачи имущественного взноса РФ госкорпорации "Ростехнологии"", внесенный в Госдуму группой депутатов-единороссов. Вчера комитет Госдумы по промышленности рекомендовал принять его в первом чтении, предложив исключить из документа норму, наделяющую "Ростехнологии" полномочиями распорядителя и получателя бюджетных средств. До сих пор такими полномочиями, согласно Бюджетному кодексу, обладали министерства, внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления и ряд учреждений. Весной глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов предложил наделить ими и госкорпорацию, придав ей статус госзаказчика по шести федеральным целевым программам (ФЦП) с общим объемом финансирования более чем 1 трлн руб. В этом случае получилось бы, что "Ростехнологии" сами заказывали бы от имени государства продукцию у собственных предприятий.
Однако против выступила Федеральная антимонопольная служба, заявив, что это "существенно повышает коррупционные риски" и может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств. В результате создание госкорпорации было фактически заблокировано: указ президента о передаче ей госпакетов акций 420 предприятий подписан более трех месяцев назад, а содержащее эту норму постановление правительства до сих пор не согласовано. В сентябре Сергей Чемезов заявил, что намерен добиваться законодательного закрепления права "Ростехнологий" стать распорядителем и получателем бюджетных средств. Однако вчера депутаты рекомендовали исключить соответствующий пункт из законопроекта. Впрочем, в самих "Ростехнологиях" утверждают, что депутаты были не столь категоричны. "Нам дали понять, что речь идет о не простой норме, которая потребует большой работы и согласования в правительстве,— заявил "Ъ" представитель госкорпорации.— Нам поставлена задача участвовать в реализации ряда ФЦП, и для этого требуется конкретный механизм".
Одобренный документ предполагает "ускоренный вариант приватизации" госактивов, передаваемых в собственность "Ростехнологий", аналогичный тому, что был использован при создании госкорпорации "Росатом" и ОАО РЖД. Необходимость введения такого варианта обосновывается тем, что это может сократить срок передачи госпредприятий "Ростехнологиям" с пяти до одного-двух лет. В частности, предусмотрен упрощенный порядок перехода к "Ростехнологиям" прав и обязанностей по обязательствам при реорганизации ФГУПов оборонно-промышленного комплекса. Кроме того, к ним предлагается не применять "правило о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков кредиторам". Законопроект предусматривает введение переходного периода, в течение которого "Ростехнологии" получают широчайшие полномочия по управлению предприятиями до формального вступления в права собственника. Это значит, что сразу же после вступления в силу закона "Ростехнологии" смогут единолично назначать и увольнять руководителей предприятий, санкционировать сделки по продаже недвижимости, принимать решения о перераспределении федерального имущества между предприятиями, а также истребовать их имущество "из чужого незаконного владения".
Член бюджетного комитета Госдумы и один разработчиков Бюджетного кодекса Оксана Дмитриева считает, что введение переходного этапа для "Ростехнологий", а также совмещение госкорпорацией функций распорядителя и получателя бюджетных средств в принципе возможно. "Но это может быть сделано только в том случае, если передаваемые "Ростехнологиям" средства остаются госсредствами, а имущество — госимуществом,— говорит госпожа Дмитриева.— Пока что из законов обо всех госкорпорациях следует, что передаваемые им госсредства и госимущество перестают быть собственностью государства. Это исключает контроль над этими средствами".