Темпы строительства в Арабских Эмиратах продолжают оставаться высокими, несмотря на всеобщие финансовые затруднения. В октябре в Дубае был представлен проект нового городского квартала, который обойдется в $95 млрд и станет настоящим украшением растущего мегаполиса. Однако самим жителям Дубая он, похоже, нужен меньше всего.
Гонка на расточительность
На ежегодной дубайской выставке Cityscape, посвященной рынку недвижимости, в октябре нынешнего года собрались представители компаний-застройщиков, инвесторы, архитекторы и дизайнеры со всего мира. Все они приехали в Дубай для того, чтобы на некоторое время почувствовать местную атмосферу безмятежности, испортить которую не могут никакие финансовые проблемы. "Здесь царит уверенность в том, что праздник еще не закончился,— говорит профессор политических наук Абделькхалек Абдула.— Кризис касается всех остальных, но в Дубае всегда думают о возможностях".
Действительно, мысли о финансовых неурядицах казались на выставке по крайне мере неуместными, потому что один за другим посетителям были представлены по-настоящему грандиозные проекты. Сначала компания Nakheel, которая принадлежит правительству эмирата Дубай и, соответственно, его главе — шейху Мохаммеду бин Рашиду аль-Мактуму, раскрыла свои планы по строительству самого высокого здания в мире стоимостью $38 млрд. Но вскоре об этой цифре забыли — другая государственная компания — Meraas Development представила проект нового квартала под названием Jumeirah Gardens в городе Дубай, столице одноименного эмирата. На его территории разместятся многочисленные небоскребы, офисные и жилые помещения, парки и каналы — все вместе обойдется в $95 млрд. Из них Meraas Development планирует вложить в проект всего $1 млрд, а остальное — привлечь от инвесторов. Подготовка к строительству уже началась, и первые здания компания планирует сдать уже в 2011 году.
В Дубае, который является богатейшим регионом ОАЭ, небоскребы, огромные торговые центры и искусственные острова давно вошли в привычку и стали его отличительной чертой. "Дубай зациклен на всем самом большом, это пиар-ход, который направлен только на то, чтобы привлечь внимание прессы и туристов",— говорит Шариф Шафей, руководитель PR-департамента одной из дубайских компаний-застройщиков.
Под строительство Jumeirah Gardens выделена площадь на живописном песчаном берегу в центре Дубая — более 10 кв. км. Сейчас там располагается квартал Сатва, где плотность населения довольно низкая. Все жилые здания малоэтажные и никак не вписываются в новый дубайский индустриальный пейзаж, составленный из тесно расположенных небоскребов. Впрочем, уже скоро Сатву сровняют с землей, в некоторых местах уже готовят котлованы для будущих высоток. Разработка общего плана строительства была поручена американской компании Skidmore, Owings and Merrill (SOM), штаб-квартира которой находится в Чикаго. Во время подготовки проекта два сотрудника SOM ушли из компании и основали новое бюро, назвав его своими именами — Adrian Smith + Gordon Gill Architecture (AS + GG). Они не стали менять профиль работы, отдавая предпочтение крупным проектам, и продолжили работать с представителями эмиратских госкомпаний. Вскоре они получили заказ на разработку нескольких зданий, которые войдут в Jumeirah Gardens.
Каналы вместо дорог
Самым впечатляющим проектом AS + GG станет башня 1 Dubai. Этот небоскреб будет одним из самых высоких в мире (981 м над землей). В проекте здание представляет собой три башни, которые словно сливаются у основания, а выше на нескольких уровнях соединяются открытыми мостами, настолько широкими, что на них даже есть место для пальм. Отличительной особенностью этого довольно обычного для Дубая небоскреба станет водный канал, который пройдет под зданием, словно через пещеру. "Оттуда посетители смогут смотреть сквозь грандиозный атриум, который образуют три башни. А ночью виртуальная четвертая башня — луч света — пройдет через атриум, создавая световой маяк в центре города",— обещает пресс-релиз AS + GG. Компания не скупится на термины "эксклюзивный", "роскошный" и "захватывающий" в описании проектов для Jumeirah Gardens — именно таких вещей требуют обычно заказчики из ОАЭ.
В рамках Jumeirah Gardens планируется не только застроить большую территорию, но и коренным образом изменить ландшафт Дубая. Побережье, которое занимает город, будет изрезано сетью каналов, по которым начнет курсировать водный транспорт. И, по всей видимости, выкопанная земля пригодится сразу же — она пойдет на возведение искусственного архипелага вдоль берега. Это изощренный способ заработать — он позволит не потерять площадь, занятую водными каналами, а перепродать ее, только дороже — в виде островов.
Большинство зданий, которые войдут в новый квартал, будут самостоятельно обеспечивать себя необходимым электричеством и теплом. В пустынной местности Арабских Эмиратов много солнечного света и ветра, поэтому производство электроэнергии не составит большого труда. Почти во всех зданиях, спроектированных AS + GG, предусмотрены также системы создания микроклимата. В футуристичном небоскребе 1 Park Avenue это достигается за счет небольших козырьков, которые находятся над всеми окнами и двигаются, ориентируясь по показаниям светочувствительных датчиков. А в комплексе Park Gate шесть стоящих друг напротив друга зданий соединяются тремя сводчатыми навесами, которые не только образуют тень, но и засажены растениями, помогающими очищать воздух. При всем размахе, который присущ проекту, специалисты AS + GG стремятся показать, что экономят хотя бы на мелочах. Они пишут: "Эти растения будут устойчивы к морской воде, что позволит не тратить деньги на ее опреснение".
В целом же компании—разработчики проекта не стесняли свое воображение какими бы то ни было рамками. В каждом здании AS + GG отведено место под бизнес-центры, пятизвездные гостиницы, роскошные смотровые площадки, рестораны и спортивные клубы с бассейнами олимпийского уровня. Компанию им составят десятки зданий поменьше, предусмотренных для менее взыскательных клиентов. Новый дубайский район окажется разделен на три части — деловую, жилую и коммерческую, где смогут жить и работать 50-60 тыс. человек. В центре квартала планируется создать огромный парк, который по замыслу разработчиков станет подобием Гайд-парка в Лондоне и Центрального парка в Нью-Йорке.
В разработке окончательного плана Jumeirah Gardens примут участие специалисты из японской компании Nikken Sekkei, построившей десятки госучреждений в Японии и соседних странах. Ее инженеры будут, в частности, отвечать за расположение зданий, которое позволит создать специальные коридоры для потоков ветра с залива. Судя по всему, строительство нового дубайского квартала станет самой масштабной трансформацией города, которая навсегда изменит его облик. Пока далеко не все дубайцы чувствуют себя готовыми к этому.
Клубок проблем
Среди недовольных новыми планами застройки Дубая много жителей разрушаемого района Сатва. По мнению некоторых из них, этот район символизирует прошлое города и должен быть сохранен как культурное наследие. Однако их голоса теряются в восторженных возгласах других дубайцев, которые воспринимают проект Jumeirah Gardens как достойную и даже желанную замену старому кварталу.
Многих не устраивает необходимость переселения в новое место, хотя правительство ОАЭ предусмотрело для жителей Сатвы три вида компенсаций. Можно либо получить деньги за потерянную недвижимость, либо переселиться на участок той же стоимости, что и отнятый. А те, кто не в состоянии построить собственный дом, могут рассчитывать на компенсацию в виде виллы стоимостью примерно $500 тыс.
Одной из наиболее неприятных проблем, которая непременно встанет перед застройщиками Jumeirah Gardens, станет неразвитая городская инфраструктура. Жительница Дубая по имени Линдси скептически отзывается о новом квартале: "Все это очень мило, но где будет жить человек со средним заработком? В других эмиратах? Сегодня я провела час на остановке, ожидая автобуса, и никаких пробок еще не было. Город мирового уровня держится на службах, которые работают, а не на блистательной роскоши". Большинство проектов, появляющихся в Дубае, развиваются независимо друг от друга, и это приводит к тому, что городская инфраструктура не успевает подстраиваться под новые условия. Известно, например, что в последнее время в Дубае участились случаи нелегального сброса необработанных сточных вод в каналы, предназначенные только для питьевой воды. Единственный очистительный завод не справляется с нагрузкой, и водители грузовиков, перевозящих нечистоты, предпочитают не ждать в очереди, а просто сливать отходы в незаметных местах.
Впрочем, если инфраструктурные проблемы можно позволить себе не замечать довольно долгое время, то вопросы финансирования обходить стороной не удается. "Немного страшно,— признается Кхалед аль-Али, один из участников Cityscape.— Дезинформация и размеры проектов достигают слишком большого масштаба. Стремление поразить воображение отпугивает некоторых людей".
Представив проект в октябре, когда мировые фондовые биржи уже лихорадило, а рынок кредитования оказался фактически заморожен, представители Meraas Development обещали перестроить город за 12 лет. Однако спустя два месяца они заявили о намерении пересмотреть сроки в связи с тем, что "нужды инвесторов изменились". Некоторые дубайцы, которые пристально следят за изменением города, с испугом восприняли эту новость как знак того, что финансовая устойчивость их страны оказалась не такой уж непоколебимой. Но были и те, кто вздохнул с облегчением.