Завершается 2008 г, в котором лозунги черной металлургии КНР менялись так же быстро, как и рекламные плакаты на киноафише. Придет ли на смену "Ледяному душу" и "Психокризисной ломке" новый хит "Объективное восстановление"?
Кинохит года уходящего – "ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА".
Необузданный рост цен, увеличение объема сделок, расцвет рынка – такими были основные "сюжетные линии" рынка стали Китая в первой половине 2008 г. Тогда железная руда, чугун, кокс, скрап и другое сырье активно дорожали, закладывая маржу в себестоимость стали. На руку продуцентам были "спецэффекты" землетрясений и погодных аномалий, приведшие к перебоям в поставках. Поэтому от рассвета до заката китайцы работали на удовлетворение роста внутреннего спроса на металлургическую продукцию.
Но с июня, вслед за развалом американской ипотечной пирамиды, ударил мировой финансовый кризис. Сталелитейщикам Китая не удалось избежать его влияния. И теперь от рассвета до заката они "снимают другое кино", в котором главные герои борются совсем с другими "драконами":
- появление дефицита наличных средств у конечных потребителей;
- резкое сокращение объемов экспорта;
- падение объемов реализации внутри страны;
- избыток продукции на складах;
- сокращение и закрытие целого ряда производственных мощностей;
- снижение спроса на сталь и падение цен на нее до 40 проц.
Эта борьба достигла такого накала, что охладила весь рынок стали Китая. Однако ситуация на нем к ноябрю 2008 г несколько стабилизировалась, цены замерли, в торговле начали вновь проявляться положительные тенденции увеличения объемов сделок. Пора ли менять "афишу" на новую? Наверное, рановато. Слишком уж тяжело чувствуют себя пока конечные потребители стали.
Кинохит года наступающего – "МАТРИЦА – ПЕРЕЗАГРУЗКА".
Будет ли в следующем году китайский рынок полностью соответствовать объективным макроэкономическим процессам, удастся ли ему снова перезагрузиться? "Расклейщики киноафиш" уже достают рулоны ярких плакатов. Так, по прогнозам аналитиков "Китайской информационной металлургической сети", рост ВВП Китая в 2009 г продолжится. Китай надеется, что "государственные продюсеры" с бюджетом "нового фильма" в 4 трлн юаней позволят реанимировать экономический рост, который пока замер в сомнениях. Китайцы ждут, что стальной рынок в Китае в первой половине 2009 г будет весьма слабым, однако со второго квартала начнется "премьера" - возрождение его былой мощи. На сложенной в рулон "киноафише" ниже названия нового "хита" уже написано: "Спрос на стальной прокат в наступающем году ненамного превысит показатели 2008 г". А рынок уже напрягся как фанаты перед кинопремьерой: новость про 4 трлн юаней вызвала рост цен в среднем на 10 проц.
Однако, принимая во внимание тяжелое положение американской и европейской экономик, китайцы не ждут увеличения экспорта, поэтому вполне объективно считают возможным сокращение производства в 2009 г - впервые с 1980 г.
Новогодний бестселлер - "ВЫЖИТЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ".
Перед новым годом в "кинопрокате" китайских сталелитейщиков снова стал популярным старый добрый фильм "Выжить любой ценой". Высокая себестоимость сырья, как отмечает "Китайская металлургическая информационная сеть", была одной из основных причин высоких цен на сталь. Когда под влиянием кризиса цены на сырье упали, подешевела и стальная продукция. При этом ее производители остались с намного меньшей прибылью, чем ожидаемая и заложенная в планы перспективного развития.
В этой связи стоит вспомнить, что в последние годы большинство крупных китайских металлургических компаний проводили с целью снижения производственных затрат напряженную работу. Ее плоды сейчас, как никогда, нужны сталелитейщикам, стремящимся выжить любой ценой в условиях экстремальных убытков. Так, по данным отдела статистики металлургической компании Zhonggang, в первой половине 2008 г средняя прибыль крупных китайских металлургических концернов от реализации своей продукции составляла 7,61 проц, а к сентябрю она снизилась до 1,4 проц. На этот момент 23 металлургических завода КНР понесли убытки до 32 проц, а по итогам января-сентября общий объем финансовых потерь в металлургической отрасли Китая составил 1,154 млрд юаней, что в 36 раз больше аналогичного периода прошлого года. Представляется, что по итогам года эта цифра еще возрастет.
Рецептом выживания для китайских производителей, по мнению специалистов "Китайской информационной металлургической сети", является переориентация на национального потребителя. Ориентироваться на управляемый и поэтому стабильный внутренний спроса – вот единственный выход. Тем более что меры правительства Китая по финансированию промышленности позволяют надеяться на стабильное развитие спроса на сталь внутри страны, а значит, и возвращение былых прибылей сталелитейщиков, сумевших выжить в эти непростые времена.