ГМК "Норильский никель", как и большинство горно-металлургических компаний, разработала программу по оптимизации производства, которая должна помочь компании с минимальными потерями преодолеть последствия мирового экономического кризиса. Почему программа коснулась в основном зарубежных активов "Норникеля", и как она отразится на сбытовой политике компании в интервью "Интерфаксу" рассказал первый заместитель генерального директора по внешнеэкономической деятельности ГМК Олег Пивоварчук.
- На фоне мирового финансового кризиса компании горно-металлургического сектора разрабатывают и реализуют программы по оптимизации производства. У "Норильского никеля" тоже есть подобная программа, направленная, главным образом, на оптимизацию производства зарубежных активов. Завершена ли ее реализация?
- Оптимизация - это очень многогранное понятие. Основной фактор сегодняшнего рынка - неоправданно низкие цены на продукцию, которую мы производим. Это, как известно, гамма из 12 разных металлов, начиная с никеля и заканчивая осмием. При этом никель является ключевым металлом для нашей компании, так как приносит около 65% дохода. Внутри страны мы производим этот металл на двух основных площадках - в Заполярном филиале и Кольской горно-металлургической компании. В результате приобретений за рубежом у нас также появились активы в Австралии, Ботсване, Южной Африке и Финляндии.Поэтому в нашей ситуации оптимизация - это осуществление максимально эффективных мер по снижению консолидированной себестоимости продукции.Наши российские предприятия в 2008 году произвели около 230 тыс. тонн никеля в чистом металле. Если говорить об активах в Австралии, Ботсване и ЮАР, то там мы производим концентрат, который перерабатывается потом в разных точках. В прошлом году австралийские активы произвели 14,6 тыс. тонн никеля в концентрате, африканские - около 23 тыс. тонн. На Harjavalta в Финляндии в прошлом году из австралийских концентратов было произведено более 29 тыс. тонн никеля.
- Какой объем средств был выделен на консервацию производства в Австралии? Насколько это затратная программа?
- Австралийские активы оказались для нашей компании самыми высокозатратными. В понедельник мы объявили о консервации оставшихся двух активов в Австралии - подразделений Black Swan и Lake Johnston. Программа затрат на консервацию производств весьма значительна. Кроме того, каждый год необходимо выделять средства для того, чтобы содержать все в порядке. Но эти затраты несопоставимы с возможным убытком от продолжения работы предприятий при текущих ценах на никель. Это десятки миллионов долларов только по итогам этого года.
- Консервация австралийских активов - это временная мера?
- Нет ничего более постоянного, чем временное. Если экономическая ситуация улучшится и цены на никель вырастут, то мы можем рассмотреть возможность возобновления производства в Австралии.
- Является ли в сегодняшней ситуации, при минимальных ценах на металлы, рентабельным производство на африканских активах "Норникеля"? Затронет ли программа по оптимизации эти производства? - В настоящее время африканские активы компании работают практически с нулевой рентабельностью. Пока себестоимость выдерживается ими на уровне $10 тыс. за тонну никеля. Но если цена опустится ниже, то будем анализировать возможные варианты по решению данной проблемы. Тем не менее, в текущих условиях сложно говорить о конкретных решениях. Я предполагаю, что конец февраля - начало марта будет основным индикативом того, как поведут себя цены на металл в дальнейшем.
При этом хочу отметить, что российские площадки мы закрывать не собираемся, так же как и не собираемся сокращать персонал. Мы очень внимательно анализируем текущие расходы, сокращаем инвестиционную программу. Тем не менее, продолжает закупаться оборудование, запчасти - эти процессы идут. Как известно, проектов у компании достаточно много, поэтому реализацию некоторых из них мы вынуждены притормозить.
- Если речь не идет о консервации производства на африканских предприятиях, может, компания обсуждает менее радикальные меры по снижению себестоимости в этом регионе? На сколько возможно ее снизить, не прибегая именно к закрытию производства?
- Это очень сложный экономический анализ, потому что и на Tati, и на Nkomati мы получаем концентрат, который требует дальнейшей переработки. Поэтому сейчас изучаются разные варианты повышения эффективности работы африканских активов. Окончательных решений еще нет.
- Как обстоит ситуация на предприятии в Финляндии? Необходима ли оптимизация производства на заводе Harjavalta?
- Дело в том, что перерабатывающее предприятие Harjavalta работает полностью на привозном сырье. Там очень эффективное производство, но одновременно достаточно высокая стоимость покупного сырья, так как оно поставлялось, главным образом, из Австралии. Сейчас мы смотрим, что там возможно сделать, ищем новых поставщиков сырья. На мой взгляд, в качестве одного из вариантов было бы логично еще глубже интегрировать Harjavalta в производственную цепочку ГМК.
- Объемы производства на Harjavalta будут снижаться?
- Мы будем стремиться к тому, чтобы они как минимум соответствовали показателю прошлого года (51 тыс. тонн никеля из собственного и толлингового сырья). Сейчас мы изучаем возможности заполнения мощностей Harjavalta, высвободившихся в результате консервации австралийских активов.
- Обсуждает ли "Норникель" возможность продажи своего пакета в Stillwater? Могут ли вообще какие-либо из зарубежных активов быть выставлены на продажу?
- Stillwater - крупнейший производитель металлов платиновой группы за пределами России и ЮАР. У компании хорошие контракты с крупнейшими автопроизводителями - Ford и General Motors. Stillwater работает стабильно, сама себя окупает, денег не просит, производит востребованный на рынке товар. Поэтому мы не готовимся к ее продаже.Что касается других зарубежных активов, то мы рассматриваем любые варианты повышения эффективности работы компании. Конкретные решения будут продиктованы их экономической целесообразностью.
- По вашему мнению, несмотря на реструктуризацию зарубежных предприятий "Норникеля", в период мирового кризиса существует смысл в приобретении новых активов за рубежом? Появились ли привлекательные для "Норникеля" активы, которые выставлены на продажу? Или же вопрос дальнейших покупок временно закрыт?
- У нас существуют большие возможности по развитию производства на наших действующих предприятиях. Здесь фронт работ очень большой, и я думаю, что на данном этапе гораздо лучше создать здесь современнейшее производство, чем искать что-то на стороне. Тем не менее, это не исключает новых сделок по приобретению активов или заключению стратегических альянсов за рубежом. Вариантов много, главным критерием является их экономический смысл и повышение эффективности работы компании.
- Внесла ли программа по оптимизации производства коррективы в сбытовую политику компании? Озвученная сбытовая программа предполагает, что ГМК 100% выпущенного металла поставляет на продажу. В связи с резким падением мирового спроса не только на никель, но и все остальные металлы, появились ли у компании складские запасы, или по-прежнему существуют только оборотные? - Я не могу сказать, что принципы нашей сбытовой политики претерпели изменения в связи с кризисом. У нас достаточно надежный контрактный портфель, поэтому мы продаем весь металл, который производим, и не планируем работать на склад.
- Какой регион является наиболее интересным с точки зрения сбыта на данный момент? - С этой точки зрения нам интересны все регионы. Тем не менее, они далеко не равнозначны по своей емкости. В связи с кризисом Европа и США переживают серьезный промышленный спад. На их фоне азиатские страны, особенно КНР, пока только замедлили свой экономический рост. Поэтому, даже если ситуация значительно ухудшится, азиатско-тихоокеанский регион останется наиболее перспективным с точки зрения сбыта.
- Еще не так давно катализатором роста рынка никеля выступал Китай. Он сохраняет свою роль крупнейшего потребителя для никелевой отрасли?
- Да. КНР, начиная с 2007 года, удерживает лидерство среди основных стран-потребителей никеля. Безусловно, многое будет зависеть от общемировой экономической ситуации, но есть основания полагать, что китайская экономика сохранит пальму первенства по объему потребляемых металлов, в том числе - никеля. Это реально, поскольку там масштабные планы по нацпроектам, особенно инфраструктурным, и, самое главное, страна располагает значительными финансовыми ресурсами для их реализации. Поэтому мы, безусловно, внимательно смотрим на ситуацию в Китае и продолжаем укреплять свои позиции в этой стране. В начале марта откроем новый сбытовой офис в Шанхае, дополнительно к уже существующему офису продаж в Гонконге.
- Произошла ли своего рода переоценка регионов с точки зрения экономической эффективности в связи с кризисом?
- Смотря как оценивать. Если с точки зрения цен - то ситуация не изменилась. По логистике для нас целесообразнее всего продавать металлы европейским и российским потребителям. Если оценивать эффективность с точки зрения емкости рынка, то, как я уже сказал, по причине кризиса потребление в Европе и США значительно сократилось. Поэтому наиболее емким рынком из всех, безусловно, является Азия.
- Изменилось ли процентное соотношение сбыта на внутреннем и внешнем рынках? Растет ли доля экспорта, внутренних поставок?
- В прошлом году отмечался достаточно сильный рост потребления на внутреннем рынке, особенно по меди. Сейчас он, конечно, значительно снизился в связи с промышленным спадом.
С другой стороны, январь - это не показатель, поэтому нужно смотреть на ситуацию со спросом во втором квартале. Видимо, раньше однозначно оценить отраслевые реалии не получится. Надо сказать, что это во многом это связано с отсутствием годовых планов производства у наших потребителей - ведь кризис затронул не одну отдельно взятую отрасль, а все. То есть он является структурным, и, следовательно, смежные отрасли теперь влияют друг на друга еще сильнее, чем в предыдущие периоды экономических спадов.
- В начале прошлого года "Норникель" совместно с остальными производителями палладия объявил о начале реализации программы расширения сбыта ювелирной продукции из палладия. Тогда акцент был сделан на рынки США и Китая. Сохранила ли эта программа свою актуальность? Как сейчас обстоят дела со сбытом металлического палладия? Меняется ли география его поставок, складируется ли этот металл?
- Программа сохранила свою актуальность, поэтому мы продолжаем ее развивать совместно с партнерами. Более того, мы видим большой интерес к этому металлу со стороны ювелиров. На Global Luxury Forum, который прошел в декабре прошлого года, представленные нами ювелирные украшения из палладия пользовались большой популярностью. Так что, думаю, здесь у нас большие перспективы.
Что касается сбыта палладия, то мы по-прежнему продаем его столько, сколько производим - на склад не работаем. География поставок на сегодня тоже не изменилась.