Железнодорожники получают возможность привлекать грузы на Транссиб за счёт гибких тарифов.
Федеральная антимонопольная служба предложила дерегулировать часть железнодорожных тарифов.
В рамках корректировки законодательства о естественных монополиях ФАС предложила частично дерегулировать тарифы на железнодорожные перевозки. В частности, речь идёт о транзите по Транссибирской магистрали.
Как заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, железнодорожники проигрывают конкурентную борьбу «по причине зарегулированности своей деятельности и неспособности реагировать на изменения конъюнктуры рынка транспортных услуг».
Оценивая инициативу ФАС, первый заместитель начальника департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» Галина Зимовская рассказала «Гудку», что компания уже выходила с предложениями дать возможность самостоятельно определять тарифы, в частности, для грузов, идущих по Транссибирской магистрали. Однако федеральные органы власти не поддержали их. Поэтому в целом, подчеркнула г-жа Зимовская, ОАО «РЖД» согласно с инициативой ФАС. «Дерегулирование выгодно нам в тех сферах, где ОАО «РЖД» не может конкурировать с другими видами транспорта, – сказала она. – Конъюнктура рынка меняется, поэтому, чтобы быстро реагировать и привлекать грузы, необходимо оперативно принимать решение по цене перевозки».
Вместе с тем, по словам Галины Зимовской, даже более гибкие тарифы не всегда помогают победить в конкурентной борьбе, поскольку существует предельный уровень ставок, ниже которого перевозки для железной дороги становятся неэффективными.
«Координационный совет по транссибирским перевозкам всегда выступал за более свободную политику в области тарифообразования», – говорит генеральный секретарь совета Геннадий Бессонов. Этот вопрос обсуждался и в ноябре в Праге, на заседании совета, когда глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин напрямую предложил ФСТ решить вопрос о дерегулировании тарифов.
Геннадий Бессонов считает, что в том числе из-за негибкости тарифов картина на Транссибе складывается далеко не радужная. При транзитном потенциале магистрали 250–300 тыс. TEU максимальная загруженность была в 2004 году и составила более 170 тыс. TEU. В прошлом году по Транссибу прошло около 10 тыс. Поэтому дерегулируемые тарифы развяжут руки транспортным компаниям и дадут положительный эффект в долгосрочной перспективе.
Иное мнение высказал руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его словам, инициатива ФАС кардинально решить проблему конкурентоспособности железнодорожных перевозок не сможет. Дерегулирование тарифов имеет смысл в том случае, если транспортные компании, снижая стоимость, делают более привлекательной услугу для конечного потребителя. Либо, повышая её стоимость, получают возможность улучшить сервис и получить дополнительные средства для инвестиционного развития.
Транзитные тарифы устанавливаются, как правило, на год вперёд. Возможность их пересматривать в более короткие промежутки времени не добавит стабильности сквозной ставке. Для конечных пользователей важна предсказуемость, в ситуации переменных тарифов этого не будет. Кроме того, отмечает эксперт, по законодательству перевозка грузов является монопольным видом деятельности, которая регулируется государством. При этом с 2003 года при использовании вагонов, принадлежащих частным операторам, регулируется инфраструктурно-локомотивная составляющая тарифа. Вероятнее всего, новая система коснётся лишь вагонной составляющей. В таком случае у оператора или перевозчика будет возможность «играть ценой» лишь в части платы за пользование подвижным составом. Её размер составляет около 15%, что несущественно скажется на общей стоимости транзита на фоне кратного снижения ставок морских судоходных компаний.
Однако сами операторы думают иначе. По словам заместителя генерального директора по стратегическому развитию «ТрансКонтейнера» Павла Чичагова, если инициатива ФАС будет реализована, это скажется положительно на привлечении грузов на транзитные маршруты. Стоимость морских контейнерных перевозок существенно дешевле. А гибкое управление тарифами облегчит жизнь железнодорожникам.