Экономика двух скоростей



Мировая металлургическая отрасль завершила 2010 год на оптимистичной ноте. В декабре цены на стальную продукцию стабильно увеличивались и продолжат свой рост в первом квартале 2011 года.
По оценкам специалистов World Steel Association (WSA), спрос на прокат в последние несколько недель оказался больше ожидаемого, из-за чего на рынке возник некоторый дефицит предложения, особенно заметный в США.
Тем не менее, до нормализации еще далеко. Как отмечает Международный валютный фонд, в этом году в мировой экономике будет наблюдаться “эффект двух скоростей”. Многие развивающиеся и новые рыночные страны во главе с Китаем и Индией будут демонстрировать повышенные темпы роста, из-за чего перед правительствами этих стран встанет проблема возможного перегрева экономики. В то же время в большинстве западных государств посткризисное восстановление будет проходить медленно и трудно. Спрос на стальную продукцию в этих регионах останется существенно ниже, чем в 2007-2008 годах из-за низкого объема инвестиций в строительство и промышленное оборудование. Вследствие этого в США, Европе и Японии сохранится существенная недогрузка мощностей по выплавке стали.
По словам гендиректора японской компании JFE Steel Эйджи Хаясиды, все больше японских компаний размещают свои металлоемкие производства за рубежом, из-за чего внутренний рынок стали сужается, а экспорт стальной продукции из Японии растет. При этом, как считает Хаясида, японским металлургам в ближайшее время также необходимо расширять свое присутствие за границей.
Одним из приоритетных рынков для японских компаний, в частности, становится Индия. Сообщается, что в январе этого года корпорация Nippon Steel официально создаст с индийской Tata Steel совместное предприятие 50:50 по строительству в Индии завода по производству высокопрочной листовой стали по японской технологии. Продукция предприятия мощностью 600 тыс. тонн в год и стоимостью более 500 млн. долларов, которое должно вступить в строй в середине 2013 года, будет предназначаться для индийской автомобильной промышленности.
Впрочем, Tata Steel не собирается отказываться и от своего европейского подразделения Corus. В этом году индийская группа планирует инвестировать в Европе около 500 млн. долларов, правда, все эти средства будут направлены на повышение эффективности управления снабжением и производством предприятий, расположенных в Великобритании и Нидерландах. Создание новых производственных мощностей в европейском регионе пока не предусматривается.
Однако несмотря на кризис в европейской металлургической промышленности таиландская компания Sahaviriya Steel Industries (SSI) намерена приобрести у Tata Steel остановленный в начале прошлого года завод Teesside в Великобритании. SSI уже объявила о намерении провести размещение акций на 200 млн. долларов и получить заем еще на 200 млн. долларов для финансирования покупки, объем которой оценивается в 500 млн. долларов. SSI планирует возобновить на Teesside производство слябов в объеме до 3,5 млн. тонн в год с последующим использованием этих полуфабрикатов на своих прокатных предприятиях в Таиланде.
Очередной проект был анонсирован незадолго до новогодних праздников на Ближнем Востоке. Иорданская промышленная группа Mass Group Holding заявила о намерении построить в Иракском Курдистане интегрированный металлургический завод мощностью 1,05 млн. тонн длинномерного проката в год и стоимостью немногим менее 1,1 млрд.долларов. Контракты на поставку 90% оборудования получила итальянская компания Danieli. Строительство должно занять немногим более двух лет. Для Mass Group это будет первый проект в металлургической отрасли; ранее она построила на севере Ирака электростанцию и цементный завод. Но в случае благополучного завершения строительства иорданская компания станет крупнейшим производителем стали в Ираке.
Дороже, еще дороже
Даже в последнюю неделю перед Новым годом цены на мировом рынке стали не прекращали свой рост. В частности, турецкие компании в ответ на подорожание металлолома до более 460 долларов за тонну CFR снова взвинтили цены на арматуру и катанку, предлагая их по 660-675 долларов за тонну FOB. По данным трейдеров, эта продукция пользовалась определенным спросом в Иране и Саудовской Аравии, а также в США и некоторых африканских странах.
Импортным длинномерным прокатом начинают интересоваться даже те потребители, которые до этого несколько месяцев отсутствовали на рынке. Это объясняется тем, что и ближневосточные производители начали поднимать цены на конструкционную сталь. В частности, египетская Ezz Steel увеличила январские котировки на арматуру сразу на 8,8% — до 749 долларов за тонну EXW (включая налог), а Emirates Steel Industries из Абу-Даби — более чем на 6% — до около 705 долларов за тонну EXW. И та, и другая компания указывают в качестве обоснования рост на рынке полуфабрикатов. Поставщики из СНГ, перед тем как уйти на новогодние каникулы, подняли цены на заготовки до 595-610 долларов за тонну FOB.
На рынке плоского проката лидером остаются США. Компания Nucor перед самым Новым годом объявила уже пятое повышение цен на листовую сталь за последние два месяца, сообщив об увеличении котировок на 30 долларов за короткую тонну (33 доллара за метрическую тонну). При этом, новые цены на горячекатаные рулоны должны превысить отметку 800 долларов за метрическую тонну EXW, а на холоднокатаные — 925 долларов за тонну EXW. Как отмечают наблюдатели, Nucor, равно как и другие производители, закладывает в стоимость стальной продукции ожидаемый взлет внутренних цен на металлолом в январе-феврале.
По словам аналитиков, американские металлургические компании ограничивают объем предложения стальной продукции. Уровень загрузки мощностей в отрасли составляет менее 70%. При этом, многие потребители и дистрибуторы покупают стальную продукцию небольшими партиями, под ближайшие потребности, и поэтому вынуждены мириться с дороговизной. Импортный прокат стоит уже почти на 100 долларов за тонну дешевле, но длительный срок доставки (четыре месяца и более) сводит на нет все преимущества.
Несмотря на праздники очередное повышение цен анонсировали и европейские металлурги, объявив о подорожании плоского проката в январе на 20-30 евро за тонну. В наибольшей степени прибавила толстолистовая сталь, которая предлагается европейскими компаниями по 570-600 евро (758-798 долларов) за тонну EXW. Горячий прокат котируется по 520 евро за тонну EXW и более.
Поставщики из СНГ в настоящее время находятся вне рынка, так что их котировки имеют виртуальный характер. Тем не менее, перед началом праздничной паузы экспортеры смогли провести новое повышение цен. Стоимость украинских и российских горячекатаных рулонов при поставке в страны Ближнего Востока достигла 590-640 долларов за тонну FOB, а толстолистовая сталь предлагается большинством производителей по 660-680 долларов за тонну FOB.
В странах Восточной Азии постепенно восстанавливается привычное соотношение цен. Китайские компании были вынуждены затормозить рост внутренних цен после недавнего повышения учетной ставки Народным банком Китая, а их экспортные котировки увеличились не более чем на 10-15долларов за тонну по сравнению с серединой декабря — до 630-650 долларов за тонну FOB. В то же время, производители плоского проката из других стран региона действуют более решительно. Стоимость японских и корейских горячекатаных рулонов при поставке на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии достигла 660-700 долларов за тонну CFR, а в феврале-марте ожидается выход цен на уровень 700 долларов за тонну FOB.
В новый год — с новыми ценами
Цены на железную руду на спотовом рынке стабилизировались: в последние дни до Рождества и в первые дни после него стоимость 63,5%-ного индийского концентрата при поставках в Китай составляла около 175-177 долларов за тонну CIF. Тем не менее, большинство аналитиков убеждены, что это постоянство будет непродолжительным, и в начале января котировки снова двинутся вверх. Некоторые трейдеры еще до Нового года предлагали свой материал за 180 долларов за тонну CIF и даже более.
По словам специалистов, подорожание руды вызвано несколькими причинами. Во-первых высокую активность сохраняют китайские компании, продолжающие закупать за границей большие объемы сырья. При этом, многие потребители не скрывают, что создают запасы на случай дальнейшего роста цен. По прогнозам ряда экспертов, китайский импорт железной руды в 2011 году снова пойдет на подъем после прошлогодней стагнации.
Во-вторых, более высокие контрактные цены установили на первый квартал 2011 года основные экспортеры. Бразильская компания Vale, опирающаяся на значения спотовых индексов в период от 1 сентября до 30 ноября, сообщила, что в январе-марте ее руда подорожает на 8,8% по сравнению с тремя заключительными месяцами 2010 года — до 149,2 доллара за тонну FOB. О повышении отпускных цен на 5,22% в январе сообщила и крупнейшая индийская железорудная компания NMDC. Таким образом она вернется на уровень июля-сентября — около 145 доллара за тонну — после 5%-ного понижения цен в четвертом квартале прошлого года.
Добавить в FacebookДобавить в TwitterДобавить в LivejournalДобавить в Google BuzzДобавить в LinkedinДобавить в Vkontakte.

Укррудпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_800.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru