Рост российского автомобильного рынка в 2011 году может составить 20-35%, прогнозируют в PricewaterhouseCoopers (PwC). Продажи составят 2,1-2,4 млн штук, причем до половины придется на иномарки местной сборки, тогда как доля российских брендов будет сокращаться. Впрочем, именно за счет иностранных брендов будет формироваться современная отрасль производства автокомпонентов. А Россия будет одним из локомотивов роста мирового производства автомобилей.
В 2010 году российский рынок вырос на 30% (до 1,76 млн штук) в количественном выражении и на 31% - в денежном (до 33,7 млрд долл.), подсчитали в PwC. Но уже в этом году рост замедлится: увеличение продаж автомобилей в России составит 20% (до 2,1 млн штук) согласно базовому сценарию и 35% (до 2,4 млн штук) - по оптимистичному.
Главная особенность посткризисного восстановления авторынка - увеличение доли продаж автомобилей, произведенных в России (отечественных и иностранных брендов). В 2002-2008 годах доля собранных в России машин в общих продажах постоянно снижалась (с 88 до 46% в количественном выражении и с 58 до 27% - в денежном). В 2009 году произошел перелом благодаря повышению импортных пошлин и госпрограммам поддержки рынка. Правда, теперь главную скрипку играют иномарки российской сборки: их продажи, по прогнозу PwC, в 2011 году вырастут на 40%, до 860 тыс. штук (по базовому сценарию), или на 80%, до 1,1 млн штук (по оптимистичному).
Российские же бренды могут либо вовсе не рассчитывать на рост, сохранив в 2011 году прошлогодние показатели (555 тыс. штук), либо довольствоваться прибавкой в 5% (до 580 тыс. штук), считают в PwC. При этом импорт вырастет лишь на 15-20%, до 685-720 тыс. штук. Одна из причин, по которым в 2011 году рост продаж отечественных брендов затормозится, - окончание программы утилизации. В 2011 году правительство намерено субсидировать утилизацию 100 тыс. автомобилей против 400 тыс. в 2010 году.
Главный российский производитель АвтоВАЗ более оптимистичен: в 2011 году он намерен реализовать в России 560 тыс. автомобилей, а в целом продажи российских брендов оценивает на уровне 590 тыс. штук из 2,15 млн машин в целом. "Сейчас наблюдается четкая тенденция замещения импорта внутренней сборкой. Это и обеспечивает рост, а у отечественных брендов - Lada и UAZ - перспектив роста практически нет", - более категоричен директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Но аналитик "Инвесткафе" Максим Лобада, напротив, считает, что переоценивать силу западных брендов рано и продажи иномарок российской сборки в 2011 году вырастут не более чем на 25%.
В то же время значительный рост иномарок в автопарке России способствует формированию критической массы спроса на высококачественные автокомпоненты. В 2010 году российский рынок автокомпонентов составил 30,2 млрд долл., превысив показатели 2008 года на 5,6%, а 2009 года - на 38%. Инвестиционные планы зарубежных производителей и схема промышленной сборки стимулируют рост местного производства иностранных брендов, отмечает Стенли Рут, партнер и руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России.
При этом вклад России в мировой рост производства в 2010-2017 годах составит около 7%, уступив среди развивающихся рынков только Китаю (34%) и Индии (13%), а на развитых - США (11%) и ЕС (10%). Правда, в абсолютных показателях значимость российского рынка не столь велика: в 2010 году общемировое производство достигнет 75 млн машин, а в 2017-м вырастет до 90 млн штук. И именно Азиатско-Тихоокеанский регион за счет превосходящих все возможные прогнозы результатов Китая станет фундаментом этого роста.