Региональному самолету Sukhoi Superjet, самому громкому проекту российского авиапрома, разрешили перевозить пассажиров. Сегодня он получил сертификат авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета, что позволяет начать коммерческую эксплуатацию самолета. На его создание потребовалось десять лет и $2 млрд. Первыми SSJ начнут использовать «Армавиа» и «Аэрофлот».
Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (МАК) передал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) сертификат типа на самолет Sukhoi Superjet 100 (SSJ). Сертификат подтверждает соответствие самолета действующим авиационным правилам МАКа и его летную годность, что позволяет начать коммерческую эксплуатацию.
Решение о создании регионального самолета для ближних и средних линий было принято ОАО «Компания “Сухой”» (входит в государственную Объединенную авиастроительную корпорацию) в 2000 году. Он должен был сменить устаревшие советские Ту-134, Ту-154 и Як-42. Для разработки нового самолета учредили ЗАО ГСС, которое в 2002 году объявило о партнерстве по проекту с американской Boeing. На первоначальном этапе специалисты корпорации консультировали ЗАО ГСС, но в итоге стратегическим партнером по проекту Boeing не стал. В том же 2002 году тендер на двигатель для SSJ выиграло СП PowerJet российского НПО «Сатурн» и французской Snecma с двигателем SaM146.
Окончательное решение о полномасштабном запуске программы было принято в октябре 2004 года. В качестве производственных площадок рассматривались заводы в Комсомольске-на-Амуре и Новосибирске, в конце концов производителем самолета стало ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина», которое входит в «Сухой». Концепция проекта менялась в ходе его реализации. Исходно речь шла о двух версиях самолета на 65 мест и двух — на 95. Затем добавился вариант на 75 мест, а от версии на 65 было решено отказаться. Приоритет был отдан самолету на 95 мест.
Летом 2005 года на заседании совета директоров ЗАО ГСС, который на тот момент возглавлял председатель совета директоров «Тройки Диалог» Рубен Варданян, зашла речь о привлечении в уставный капитал ГСС иностранного инвестора. Уже в 2006 году было заключено соглашение с итальянским концерном Finmeccanica. В результате его дочерняя Alenia Aeuronautica приобрела 25% плюс одну акцию ЗАО ГСС. Также было принято решение о создании специальной компании для продвижения самолета за рубежом. В Superjet International 75% акций достались Alenia Aeuronautica, а «Сухому» — только 25%.
К этому моменту у SSJ уже был стартовый заказчик: в 2005 году контракт на 30 самолетов заключил «Аэрофлот». По каталогу они стоили около $820 млн, но в ЗАО ГСС не раз говорили, что перевозчик получил «огромные» скидки — по неофициальной информации, на 50–60% от каталожной стоимости.
Начало поставок самолетов «Аэрофлоту» было запланировано на 2008 год. Но первый опытный SSJ, представленный в сентябре 2007 года, только к маю 2008 года совершил первый полет. Сроки в рамках проекта еще несколько раз срывались. В конце концов в октябре 2010 года «Аэрофлот» заявил, что может выставить ЗАО ГСС штрафные санкции. Однако этому резко воспротивилось государство. Вице-премьер Сергей Иванов подчеркивал, что даже если самолет снова опоздает к сроку поставок, «мир не рухнет и “Аэрофлот” тоже». Сейчас в ЗАО ГСС уверяют, что первый SSJ будет поставлен авиакомпании «Армавиа» в конце февраля, а в марте самолет попадет в парк «Аэрофлота», который намерен начать его эксплуатацию на региональных внутрироссийских маршрутах с летнего сезона, то есть с конца марта — начала апреля. В 2011 году должно быть выпущено 14 SSJ, в 2012 году — 25, к 2015 г производство планируется вывести на мощность в 60-70 самолетов в год.
Глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что итоговая стоимость проекта SSJ превышает $2 млрд. «Официальная цифра — 57 млрд руб., однако это финансирование создания самого самолета без учета затрат на двигатель»,— поясняет эксперт. Он добавляет, что SSJ оказывалась «беспрецедентная поддержка, и не только финансовая, проект поддерживался и заявлениями правительства, и работой первых лиц государства на межгосударственном уровне». Глава Минпромторга Виктор Христенко уточнил, что стоимость проекта SSJ составляет 34 млрд руб., из которых 16 млрд руб было выделено из федерального бюджета. Еще 15 млрд руб. составили вложения в проект создания двигателя для самолета.
Андрей Рожков из ИФК «Метрополь» считает, что пока проект SSJ можно называть успешным. «Собрано более 170 заказов, при этом заказчиками является ряд зарубежных компаний»,— отмечает он. Аналитик полагает, что с приходом Михаила Погосяна, главы «Сухого» и идейного вдохновителя SSJ, на пост главы Объединенной авиастроительной корпорации модель производства и продвижения самолета может быть растиражирована на другие проекты, например на МС-21.