Атом без границ, российские ядерщики становятся международными



Вице-премьер Игорь Сечин поддержал автопроизводителей в конфликте с металлургами и поручил Минэкономики и ФАС еще раз проанализировать обоснованность удорожания автолиста. Стороны продолжат диалог через неделю. Но он имеет все меньшее значение для автозаводов: на удорожание проката согласился уже не только "Соллерс", но и группа ГАЗ.
В пятницу вице-премьер Игорь Сечин провел совещание с представителями АвтоВАЗа, группы ГАЗ, "Соллерса", КамАЗа, а также "Северстали", Магнитогорского (ММК) и Новолипецкого (НЛМК) меткомбинатов, посвященное удорожанию российского автолиста. Официально участники совещания отказались детально его обсуждать. На АвтоВАЗе и "Северстали" лишь отметили, что доводы сторон были услышаны и они намерены продолжить "конструктивный диалог".
По словам нескольких участников совещания, решений принято не было — Игорь Сечин поручил всем собраться еще раз в конце недели. Однако неофициально представители автоотрасли трактуют итоги совещания как свою победу. Во всяком случае, говорят они, "разговор с металлургами в пятницу радикально отличался от аналогичного разговора полуторагодичной давности", когда Игорь Сечин "просто принял к сведению ситуацию с ростом цен на металл" (прежние конфликты металлургов и автозаводов также выходили на уровень правительства).
Главная победа автопрома в том, рассказывают источники "Ъ", что господин Сечин "раскритиковал позицию Федеральной антимонопольной службы" (ФАС) относительно удорожания проката. "Северсталь", напомним, уже подняла цены для "Соллерса" на 20% и собирается поднять на 30% для АвтоВАЗа.
Но ФАС уже высказывала свою позицию, и она не в пользу автозаводов: глава ведомства Игорь Артемьев утверждал, что рост цен на металл обоснован.
Источник в металлургической отрасли подтверждает, что господин Сечин не согласился с доводами ФАС. Однако, по версии металлургов, его претензии касались не столько позиции ФАС в отношении "Северстали", сколько необоснованного роста цен на металл со стороны ММК, который был упущен ФАС, утверждает источник "Ъ". Но автопроизводители это опровергают. Они указывают на то, что сложнее всего идут переговоры о ценах с "Северсталью", которая является основным поставщиком для АвтоВАЗа и "Соллерса" (60% и 70% потребностей соответственно). С ММК, например, АвтоВАЗ договорился о ценах на металл в 2011 году еще в декабре.
"Северсталь" на совещании у господина Сечина представлял лично ее владелец Алексей Мордашов. По словам участников встречи, "он в какой-то момент встал и сказал, что прямо здесь предлагает АвтоВАЗу сделку: отдельные виды проката, который "Северсталь" поставляет монопольно, комбинат продолжает продавать заводу с ростом цен на 12%, а остальное АвтоВАЗ ищет на рынке, хоть в Китае". Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров на это соглашаться не стал, сказав, что заместить поставки "Северстали" заводу нечем. Игорь Сечин в итоге поручил АвтоВАЗу и "Северстали" "договориться между собой в течение недели" и иметь согласованную позицию к следующему совещанию.
В то же время ФАС и Минэкономики придется еще раз проанализировать рост цен на автолист, говорят участники совещания. Формально поручение об этом дано заместителю главы Минпромторга Андрею Дементьеву (также присутствовал на совещании), ведомство которого подчинено господину Сечину, курирующему промышленный блок. Но Минпромторг выступает скорее координатором. Приведет ли очередной анализ в итоге к снижению цен на металл в 2011 году, источники "Ъ" предположить не берутся. "Надеемся, что компромисс будет достигнут",— сказали на АвтоВАЗе.
Главная претензия автопрома к металлургам в том, что они повышают цены, несмотря на то что рентабельность у российских меткомбинатов гораздо выше, чем у автозаводов. Это действительно так. В автопроме она колеблется по EBIDTA на уровне 6-7%, тогда как в российской металлургии составляет 25-30%, говорит Алексей Морозов из UBS. Но приводить разницу в рентабельности в качестве аргумента необоснованного роста цен на автолист нельзя, считает аналитик, потому что так работают производственные цепочки во всей мировой экономике: автопром и машиностроение в целом менее рентабельно, чем металлургия, а самыми прибыльными являются поставщики сырья.
Возможно, позиция Игоря Сечина в отношении ФАС является неким сигналом, что правительство готово поддерживать автопром, в который во время кризиса вложено много бюджетных средств, отмечает Михаил Пак из ИК "Атон". Однако эта поддержка запаздывает: не только "Соллерс", но и группа ГАЗ уже подписали соглашение с "Северсталью" и ММК на 2011 год, говорят источники "Ъ". По их данным, ГАЗ согласился на рост цен, хотя его размер собеседники "Ъ" не уточняют. Для "Соллерса" оно составило требуемые "Северсталью" 20%.

Коммерсантъ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_861.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru