"Соллерс" и Fiat недалеко уехали, новым партнером российской компании станет Ford



ОАО "Соллерс" разрывает сотрудничество с одним из своих основных партнеров — итальянским концерном Fiat.
"Соллерс" не сможет создать с ним СП стоимостью более ?2 млрд, анонсированное год назад в присутствии Владимира Путина, потому что не сумела договориться с Fiat об использовании его интеллектуальной собственности. Вместо Fiat новым партнером "Соллерс" должен стать американский Ford, который впервые в истории авторынка отдаст российской стороне половину своей дистрибуции.
В пятницу "Соллерс" и Fiat сообщили, что остановили переговоры о создании СП по выпуску легковых автомобилей и внедорожников. Этот проект стороны обсуждали с февраля 2010 года, но теперь отказались от него без объяснения причин. По словам собеседников близких к "Соллерс", компания намерена также свернуть и уже запущенные проекты с Fiat, то есть дистрибуцию и сборку его моделей в России. "Соллерс" так и не смогла вывести Fiat в десятку самых популярных брендов в России: по данным Ассоциации европейского бизнеса за 2010 год, компания заняла 19-е место, продав 22 тыс. машин.
Смена "Соллерс" на собственного дистрибьютера Fiat в России "неизбежно приведет к некоторому провалу в продажах Fiat", говорят дилеры марки.
Речь идет о разрыве одного из ключевых партнерств российского авторынка. "Соллерс" занимается дистрибуцией Fiat с 2006 года, а меморандум о создании СП по выпуску легковых автомобилей и внедорожников стороны подписывали в присутствии премьера Владимира Путина.
Тогда глава "Соллерс" Вадим Швецов обещал, что в России будет создана сборка до полумиллиона Fiat и Chrysler в год, и с тех пор в правительстве преподносили будущее СП "Соллерс" с Fiat как партнерство, сопоставимое с альянсом АвтоВАЗа и Renault. Стоимость их проекта декларировалась как одна из самых высоких на рынке — ?2,4 млрд, и под него "Соллерс" добивалась госфинансирования во Внешэкономбанке. Но бизнес-план проекта так и не был опубликован (две недели назад в "Соллерс" говорили что он появится к весне), а заявленный объем производства СП изначально показался экспертам завышенным.
Теперь, когда СП с Fiat не состоится, в "Соллерс" заявляют о новом партнерстве — с американским Ford. Ситуация с его продажами лучше, чем у Fiat (90 тыс. машин и пятое место по данным АЕБ за 2010 год), и "Соллерс" уже подписала с Ford меморандум о намерении создать СП до конца года. Когда начались переговоры об этом СП, стороны не поясняют, а источники "Ъ" говорят, что они обсуждали проект с осени. СП получит три уже построенные производственные площадки: завод "Форд-Всеволожск" и два предприятия "Соллерс" в Татарии (они пока еще собирают Fiat).
Несмотря на то что мощности заводов "Соллерс" (110 тыс. и 90 тыс. машин) превосходят мощность "Форд-Всеволожска" (125 тыс. машин), СП создается на паритетных началах — оно займется не только производством, но и дистрибуцией Ford в России. До сих пор ни один западный концерн не отдавал половину отстроенного бизнеса дистрибуции российской стороне. Впрочем, как говорят источники "Ъ", ключевую роль в сбыте Ford по-прежнему будут играть менеджеры американской марки, а "Соллерс" лишь будет участвовать в выручке.
Ford и "Соллерс" уже подали заявку в Минэкономики на получение таможенных льгот "новой" промсборки, которая обязывает инвестора создать мощности на 300 тыс. машин (они уже есть), а также штамповку кузовов (строится в Татарии), сварку и окраску (имеется), производство двигателей и центр R&D. В течение двух лет с момента старта производства Ford сможет беспошлинно ввозить компоненты для "отверточной" сборки своих машин на заводах СП, что даст ему серьезное ценовое преимущество (пошлины на ввоз новых иномарок в России — 30%). Для Ford наличие таких льгот крайне важно: некогда третья по популярности марка в 2010 году скатилась на пятое место, уступив Kia и Renault, а с 2013 года лишится всех таможенных льгот в России, потому что срок подписанного ранее соглашения о промсборке концерна истечет. Когда "Соллерс" начала переговоры с Ford, источники "Ъ" не говорят.
"Соллерс", в свою очередь, "просто не сумела договориться с Fiat, которому изначально вся эта история с промсборкой и обязательствами, казалось, была мало нужна".
Глава Fiat Серджио Маркионне сейчас занят "совершенно другими вещами вроде создания альянса с Chrysler, плюс Fiat не захотел делиться с "Соллерс" интеллектуальными наработками по своей новой платформе Compact White.
Если это правда, говорит Михаил Пак из ИК "Атон", то история с Fiat отчасти напоминает ситуацию с Opel, когда российскому Сбербанку и группе ГАЗ не захотели продавать немецкую марку как раз из-за нежелания делиться интеллектуальной собственностью с российской стороной. Fiat в пятницу проводил переговоры с главой Минэкономики Эльвирой Набиуллиной о самостоятельном заключении соглашения о промсборке, но на старых условиях, то есть с пониженными требованиями по локализации.
Конечно, с продажами у Ford гораздо лучше, чем у Fiat, и, главное, есть большой потенциал для их роста, говорит Владимир Беспалов из "ВТБ Капитал". Но если сейчас весь бизнес по сборке и продаже Fiat в России консолидируется в финансовых показателях "Соллерс", то СП с Ford будет консолидироваться только по чистой прибыли, напоминает аналитик. Более того, продолжает он, на первом этапе СП наверняка много будет вкладывать в свое развитие, то есть в первые полтора-два года работы оно будет приносить "Соллерс" убытки.

Коммерсантъ
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_895.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru