Rambler's Top100
Сделать стартовой | Добавить в избранноеРегистрация | Заказать услугу
МойМеталлопрокат.ру|Мой ХОТ|Мой спрос
ЛогинПароль
Яндекс цитирования

Металлоломка



Для металлургов и машиностроителей 2010 год прошел в борьбе за определение справедливой цены на металлопрокат. В ход шли и жалобы в федеральную антимонопольную службу, и апелляции к высшему руководству страны. Однако к конечному итогу участники рынка так и не смогли прийти. Определенные надежды теперь возлагаются на создаваемую в Челябинске по инициативе властей биржу металлов.
Практически на протяжении всего 2010 года в правительство РФ и федеральную антимонопольную службу (ФАС) обращались крупные потребители металлопроката с жалобами на металлургов, которые в течение года неоднократно пересматривали цены на свою продукцию, ссылаясь на мировую конъюнктуру. Наиболее громко обвинения прозвучали весной прошлого года от ОАО «НПК „Уралвагонзавод”» и ОАО РЖД. В частности, генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко в своем обращении указал на то, что за три месяца Evraz Group, «Северсталь» и ММК подняли цены от 20 до 40% в зависимости от ассортимента. Он подчеркнул также, что это существенно влияет на себестоимость производимой заводом продукции — по контрактам с основным покупателем РЖД, где цена фиксируется один раз на год, и при росте цен на металл себестоимость продукции полностью перекрывает маржу.
По оценкам аналитиков цены на стальной прокат по итогам 2010 года показывали рекордный уровень колебаний. Так, на Лондонской бирже металлов тонна стальной заготовки в течение года колебалась от $400 до $600 за тонну. «Таким образом, иногда рост цен достигал 50%, причем происходило это за короткий период времени — например в течение месяца цена могла вырасти, а в течение следующих двух опуститься. Очевидно, что в таких условиях компании просто не могли заключать долгосрочные контракты», — считает аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Олег Петропавловский. Для сравнения, в 2008 году цена на стальную заготовку изменялась в пределах 20-30% в течение всего года, краткосрочных скачков не наблюдалось. Тем не менее, под давлением правительства металлурги заключили квартальные контракты. «Ситуация с долгосрочными контрактами — палка о двух концах: пока цены растут мы теряем какую-то долю дохода, но ведь они могут и падать, тогда уже идет компенсация убытков. Последнее как раз и произошло, когда практически все металлургические компании перешли на квартальные контракты с потребителями», — указывает представитель одной из металлургических компаний, попросивший не называть его имени. «Формирование цены не происходит по принципу «так хочется», а диктуется целым комплексом факторов: рыночных, — таких как мировая конъюнктура цен, сезонность, динамика спроса, — и экономических, — прежде всего себестоимость продукции, которая, в известной степени, находится под влиянием цен на сырье, энергоносители, расходов на транспортировку сырья и готовой продукции. Мы готовы к заключению долгосрочных контрактов и даже имеем опыт работы по таким схемам. Но рынок нашей основной продукции — арматурного проката подвержен высокой волатильности и не всегда контракты оказываются выгодными для наших же клиентов», — сообщили в пресс-службе «НЛМК-Сорт» (входит в группу НЛМК, объединяет уральские активы группы).
Под давление ФАС попали не только производители стали, но и компании цветной металлургии. Так, претензии антимонопольщиков испытало на себе ОАО «Челябинский цинковый завод», которое обвинили в завышении цен для отечественных потребителей — компания при отгрузке на внутреннем рынке учитывала в цене стоимость трансфера продукции до Лондонской биржи. В аналогичном нарушении ведомство заподозрило и УГМК-Холдинг, который поставлял катодную медь иностранным и отечественным потребителям по разным ценам. Решение по обоим случаям до сих пор не вынесено. Неоднократно в течение года ФАС проверяло порядок ценообразования на продукцию ОАО ОК «Русал», но тогда алюминщикам удалось убедить ФАС, что никакого нарушения в ценообразовании нет — все отпускные цены привязаны к котировкам на бирже. Однако ФАС совместно с металлургами начала активное изучение механизмов ценообразования на рынке металлопроката.
К концу года вопрос ценообразования в металлургии вышел на новую стадию. По рекомендации правительства и инициативе ФАС было решено создать собственную биржу металлов в России. В декабре это предложение озвучил полпред президента в РФ Николай Винниченко. Биржа должна открыться в Челябинске в марте 2011 года. Это будет филиал ЗАО «Биржа „Санкт-Петербург”». Предполагается, что торговая площадка станет открытым рыночным инструментом и индикатором цены для внутреннего рынка. Как рассказал генеральный директор биржи Виктор Николаев, на первом этапе торговая площадка будет преимущественно реализовывать черный прокат. «Мы ожидаем, что компании будут продавать на нашей площадке около 1% от всего объема производства. Это немного, но для начала — вполне реально», — отмечает господин Николаев.
Сами металлурги к такой инициативе отнеслись скептически. Источник Guide, близкий к руководству Evraz Group считает, что идея окажется нереализованной. «В черной металлургии очень широкий сортамент выпускаемой продукции. Непонятно, как все это систематизировать и вывести на биржу. Если же на площадке будут продаваться такие же базовые виды продукции, которые есть на Лондонской бирже, то смысла от этого нет. Почему цены на Лондонской бирже не могут служить индикатором внутреннего спроса не совсем понятно», — указывает собеседник Guide.
Стоит отметить, что негативный опыт создания по инициативе государства товарных бирж уже существует. Так, на базе той же биржи «Санкт-Петербург» планировалось наладить торги нефтепродуктами. Но из-за незначительных объемов продаж (не более 5%) биржа не стала индикатором ни оптовых, ни розничных цен на топливо. Впрочем, попытки решить вопрос ценообразования на металлы продолжаются. Так, ФАС предлагает металлургическим и угольным компаниям принять (в случае их отсутствия) и опубликовать сбытовые политики, в которых «отразить все опции формирования преференций и штрафов». По мнению ФАС, прейскуранты позволят потребителям разобраться в хитросплетениях ценообразования и понять мотивацию скидок, а производителей застрахуют от претензий со стороны антимонопольных органов и необоснованных жалоб потребителей.

Коммерсантъ
Версия для печати: http://www.metalindex.ru/publications/publications_908.html?template=23
Российский Союз Поставщиков Металлопродукции  
© 2000-2024
Рейтинг@Mail.ru