Монгольский клондайк



Одним из участников конкурса на разработку крупнейшего в мире неосвоенного угольного месторождения Таван-Толгой в Монголии является консорциум, в состав которого входит ОАО "Российские железные дороги". В случае победы РЖД в конкурсе объемы импорта коксующихся углей в Украину могут возрасти.
Приглашение для всех
Недавно президент РЖД Владимир Якунин заявил, что если консорциум, специально созданный по инициативе возглавляемой им компании для участия в конкурсе, победит в нем, число его участников может быть увеличено. "Мы уже ведем переговоры с представителями бизнес-кругов разных стран, в частности Китая, и вообще открыты для диалога со всеми, кто заинтересован в этом объекте, – подчеркнул В.Якунин. – Поэтому, если право на его освоение достанется нам, нынешний союз может быть расширен путем присоединения новых членов, каждый из которых займется своим делом".
Напомним, что в июле прошлого года Великий хурал Монголии утвердил программу эксплуатации Таван-Толгоя, предполагающую заключение контракта со стратегическим инвестором на разработку западного блока этого месторождения, а также приватизацию государственной компании Erdenes-Tavantolgoi, которой принадлежит лицензия на освоение его восточного блока. Уже в нынешнем году власти Монголии объявили конкурс по продаже 30% уставного фонда Erdenes-Tavantolgoi, а в феврале приступили к квалификационному отбору претендентов. Объявления результатов этой процедуры потенциальные участники ожидают со дня на день. И хотя сроки проведения конкурса до сих пор неизвестны, эксперты предполагают, что он состоится в ближайшее время.
Точный перечень компаний, подавших заявки на участие в конкурсе, также пока не обнародован. Нет и полной информации о составе консорциума, представляемого российским железнодорожным монополистом. Известно лишь, что пока, кроме РЖД, в него входят: один из крупнейших угледобывающих концернов России – ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК), японские Sumitomo Corp, Marubeni Corp, Itochu Corp и Sojitz Corp, корейские Korea Resources и Corus, а также другие компании. Однако, как отмечают аналитики, в случае победы в конкурсе это объединение действительно может разрастись как за счет обойденных претендентов, которые наверняка пожелают присоединиться, так и за счет субъектов рынка, которые потенциально заинтересованы в монгольских углях, но пока занимают выжидательную позицию.
Вопреки географии
Монголия является одной из самых глубинных континентальных стран в мире. И железнодорожное транспортное сообщение имеет решающее значение для развитии ее экономики. Получить же необходимые средства для прокладки железных дорог страна может только путем экспорта сырьевых ресурсов. И наиболее подходящим стартом для этого может оказаться как раз программа разработки Таван-Толгоя. Это одно из последних неосвоенных месторождений угля, объемы запасов которого, по разным оценкам, составляют от 6 до 6,5 млн тонн, и примерно 40% приходится на долю углей коксующихся марок. Причем это месторождение так называемого открытого типа, то есть угли залегают очень близко к поверхности и себестоимость их добычи минимальна.
Однако факт того, что Таван-Толгой расположен в южной части Монголии, в 250 км от границы с Китаем или, попросту, в пустыне Гоби, делает его освоение довольно проблематичным. Так, для получения доступа к весьма дешевому углю необходимо создать достаточно дорогую транспортную инфраструктуру, вложив не менее 3 млрд долл. И до недавнего времени это отпугивало даже самых состоятельных потенциальных инвесторов.
Тем не менее с весны 2009 года одним из приоритетных направлений экономической политики Монголии стало постепенное введение в эксплуатацию главных ресурсных активов страны. Именно тогда было принято решение о приватизации Таван-Толгоя, которая позволила бы привлечь необходимые средства для строительства железной дороги, связывающей месторождение со страной компании-покупателя.
При этом структура железнодорожной сети Монголии изначально благоприятствует приходу как раз российских инвесторов. "Участие РЖД в данном конкурсе обусловлено исключительно интересами развития транспортной инфраструктуры этого и прилегающих к нему регионов", – подчеркнул В.Якунин. Власти же самой Монголии дали понять, что стремятся к максимальному расширению географии сбыта и видят в числе своих будущих клиентов не только азиатские или российские компании. Что, естественно, вполне соответствует исходным интересам РЖД, которая намерена прокладывать пути и в западном направлении.
Благодаря истории
В 2009 году РЖД и государственные структуры Монголии создали СП "Развитие инфраструктуры", которое должно было развернуть строительство в стране железных дорог. При этом предполагалось, что РЖД внесет в уставный фонд данного предприятия 1,5 млрд долл. денежных средств, а Монголия – лицензии на разработки Таван-Толгоя и золотомедного месторождения Ою-Толгой.
Однако впоследствии монгольские власти передали право на освоение Ою-Толгоя альянсу австрало-британской Rio Tinto и канадской Ivanhoe Mines, а 49% уставного фонда компании Erdenes-Tavantolgoi выставили на продажу. В конкурсе, наряду с такими мировыми сырьевыми гигантами, как бразильская Vale, британо-австралийскаяBHP Billiton и американская Peabody, принимали участие и представители азиатского региона – китайская Shenhua Energy , группа японских компаний, южнокорейский консорциум COPEC и индийская Jindal. Наряду с этим заинтересованность в объекте проявили и лидеры российского горно-металлургического комплекса (ГМК): ОАО "Северсталь", En+ Group, управляющая активами энергетического сектора бизнесмена Олега Дерипаски, группы "Базовый элемент" и "Ренова" Виктора Вексельберга. А вот ОАО "РЖД" в списке претендентов отсутствовало. Сам же конкурс на последней стадии был отменен.
В результате летом 2010 года появился нынешний вариант приватизации Таван-Толгоя, в соответствии с которым 50% уставного фонда компании Erdenes-Tavantolgoi закреплены в собственности государства, 10% будут бесплатно розданы гражданам Монголии, 10% – проданы на внутренних аукционах, а оставшиеся 30% – выставлены на конкурс. На них-то сейчас и претендуют потенциальные инвесторы. При этом фавориты данного состязания были обозначены задолго до объявления конкурса.
Так, к сентябрю прошлого года был завершен процесс разработки предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта строительства железной дороги к Таван-Толгою и месторождению меди. И, согласно официальным данным Министерства дорог, транспорта, строительства и градостроительства Монголии, в его создании принимали участие специалисты Монгольской железной дороги, СП "Развитие инфраструктуры" и железнодорожной проектировочной группы из Китая.
В целом, проект предполагает поэтапное строительство в течение ближайших 2-3 лет 1040 км путей. Данный маршрут подразумевает направление транспортировки угля с юга Монголии на северо-восток страны и является скорее компромиссным для России и Китая, нежели выгодным какой-либо одной из этих двух сторон. Однако не исключено, что эти планы будут откорректированы в соответствии с тем, кто именно станет победителем нынешнего конкурса.
Шансы для Украины
На сегодня известно, что среди главных конкурентов консорциума, представляемого РЖД: российская En+ Group, крупнейший в мире сталелитейный концерн Arcelor Mittal, группа азиатских компаний – консорциум японской Mitsui и китайской Shenhua, китайская Erdos, а также индийская Mesco Steel, и мировые сырьевые гиганты – бразильская Vale, британско-швейцарская Xstrata, австралийская Fortescue Metals и американская Peabody. Как подчеркивают аналитики, Таван-Толгой является крупнейшим в мире неосвоенным месторождением коксующегося угля, поэтому в нем заинтересованы как главные операторы этого рынка, так и основные потребители сырья. И от того, кому оно в итоге достанется, во многом будет зависеть новая структура мирового рынка коксующихся углей.
Следует отметить, что, как и консорциум, представляемый РЖД, En+ Group в случае победы на конкурсе также намерена привлечь к последующему сотрудничеству все заинтересованные в Таван-Толгое компании. И именно участие в конкурсе РЖД и En+ Group потенциально очерчивает нишу для группы украинских потребителей. Напомним, что сегодня из 20-25 млн тонн коксующихся углей, необходимых ежегодно для нужд отечественной металлургии, примерно половину Украина ввозит из-за рубежа. При этом их львиная доля поступает как раз из России.
Однако в последние годы российские поставки этого вида сырья в Украину, из-за роста в нем потребности в самой РФ, постоянно сокращались. А восполнение недостающих объемов за счет его ввоза из дальнего зарубежья оставалось крайне сложным из-за отсутствия в стране полноценных глубоководных портов. Одним словом, если до недавнего времени отечественным металлургам и удавалось предотвращать катастрофический дефицит коксующихся углей, то только ценой невероятных ухищрений и благодаря действию внешних факторов. Поэтому они были бы крайне заинтересованы если не в прямом сотрудничестве с РЖД или En+ Group при разработке Таван-Толгоя, то хотя бы в увеличении количества "свободных" коксующихся углей на рынке России.
Теоретически проект освоения монгольского угольного месторождения мог бы найти отклик чуть ли не у всех представителей украинского ГМК. Начиная с группы "Донецксталь", уже владеющей значительной частью угледобывающих активов в России и располагающей развитой системой сбыта этого вида сырья, и заканчивая корпорацией "Индустриальный союз Донбасса" и меткомбинатом "Запорожсталь", не располагающими собственной сырьевой базой, совладельцами которых являются представители российского бизнеса. Однако на деле далеко не все украинские компании, потенциально заинтересованные в освоении Таван-Толгоя, могли бы себе позволить участие в этом проекте. Прежде всего – из-за нехватки средств. А потому в перспективе отечественный потребитель мог бы рассчитывать главным образом на то, что в случае победы россиян они смогут экспортировать появившийся на рынке избыток коксующегося угля в том числе и в Украину.
Некоторые возможности для отечественных потребителей могло бы открыть и приобретение Таван-Толгоя концерном Arcelor Mittal, который наверняка рассчитывает обеспечить углем, в частности, свои казахстанские и украинские предприятия. А значит он мог бы продавать неиспользуемый ресурс и другим отечественным компаниям.
Однако если собственником этого месторождения окажется один из представителей мировых горнодобывающих корпораций или азиатской группы, Украина ничего не светит. Известно, что сейчас Китай, Япония и Корея охотятся за сырьевыми активами по всему миру, стремясь снизить свою зависимость от крупнейших мировых поставщиков руды и угля. И поскольку основной объем сырья поступает к ним из Австралии, переориентация на Монголию была бы для них выгодна вдвойне. Им было бы удобно проложить ветку от Таван-Толгоя к китайской железнодорожной магистрали, проходящей южнее границы с Монголией, и тем самым обеспечить выход на порты Китая в Бохайском заливе.
Конечно, борьба за этот стратегический ресурс будет предельно жесткой. Ведь речь идет не только о крупном источнике сырья, но и модели транспортной инфраструктуры, что в целом позволит победителю занять одно из важнейших мест на рынке и существенно влиять на его функционирование. Например, ориентировать грузопотоки в нужном направлении, продвигать свою продукцию, выступать заказчиком тягового и подвижного состава и так далее. По мнению экспертов, им окажется представитель той страны, которая располагает более мощным политическим ресурсом. Более других в этом проекте заинтересованы Россия и Китай, и значит, исход их борьбы либо откроет перед Украиной новые перспективы, либо закроет их навсегда.

Минпром
Источник: http://www.metalindex.ru/publications/publications_917.html
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Участник рейтинга МЕТАЛЛ TOP10 Рейтинг@Mail.ru