С 1 апреля крупнейший в стране железнодорожный оператор — Первая грузовая компания (ПГК) перестанет управлять половиной своих вагонов: 12% российского вагонного парка вернется под контроль ОАО РЖД. Более того, монополия, которая по плану реформы отрасли с этого года все свои вагоны должна продать или вывести в дочерние структуры, рассчитывает получить в управление и вагоны других операторов. В результате может измениться не только ход реформы, но и в целом расклад сил на транспортном рынке, а само ОАО РЖД рискует получить меньше средств от запланированной на этот год продажи ПГК.
Несколько источников "Ъ" в железнодорожной отрасли сообщили, что ПГК перестала управлять большей частью парка своих полувагонов, передав эти функции материнской компании — ОАО РЖД. Вице-президент РЖД, экс-гендиректор ПГК Салман Бабаев подтвердил "Ъ", что 70% ее полувагонов уже управляются центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД (департамент компании, отвечающий за координацию коммерческой работы в сфере грузоперевозок). Оставшаяся часть перейдет под контроль ОАО РЖД 1 апреля. Таким образом, монополия будет управлять 123,5 тыс. полувагонов (около 12% всех работающих в стране вагонов и половина парка ПГК), находящихся в собственности ПГК и арендуемых ею у других компаний, в том числе и у Второй грузовой компании (ВГК; около 40 тыс. вагонов).
Передача управления означает, что ОАО РЖД будет само выбирать клиентов и строить логистику перевозок, поясняет источник "Ъ" в ПГК. В ОАО РЖД это подтверждают, отмечая, что все договоры ПГК (среди ее клиентов, например, "Мечел", СУЭК, "Русал" и т. д.) будут перезаключены с монополией. В ОАО РЖД уверяют, что цену перевозки будет устанавливать ПГК, а ЦФТО получит лишь агентское вознаграждение в размере 1%.
Возвращение вагонов ПГК в управление ОАО РЖД вызывает вопросы в плане соответствия программе реформы отрасли. Одной из ее задач является демонополизация рынка железнодорожных перевозок. Для этого на рынок были допущены частные владельцы вагонов, вложившие в их покупку более $15 млрд, а все вагоны самого ОАО РЖД переданы дочерним операторам — ПГК, ВГК, "Трансконтейнеру" и др. Контроль в них тоже в перспективе должен перейти к частным инвесторам.
Это позволило независимым от ОАО РЖД компаниям занять более половины рынка перевозок, сформировав на нем конкурентную среду, но усложнило работу железнодорожной инфраструктуры: емкости сети оказались перегружены из-за того, что каждая компания (по данным Минтранса, их около 2 тыс.) имела собственную логистику перевозок. На практике это приводило к тому, что вагоны разных собственников могли ехать навстречу друг другу с одного конца страны на другой порожними. Чтобы решить проблему, ОАО РЖД заказало разработку автоматизированной системы распределения парка, которая просчитывала бы оптимальные маршруты работы вагона и снижала коэффициент порожнего пробега.
123,5 тыс. вагонов
перейдут от ПГК в управление ОАО РЖД
Компания Intellex представила систему в феврале 2010 года, после чего в монополии развернулась дискуссия о ее внедрении: часть топ-менеджмента считала, что сложившийся рынок операторов вагонов рушить нельзя, а часть — настаивала на внедрении системы для всех собственников. Сейчас в ОАО РЖД называют проект "технологическим экспериментом", не называя, однако, сроков его проведения.
Тем временем частные компании уже начали оценивать выгоду этой системы. В частности, транспортные компании, входящие в "Трансгрупп АС", передали в управление РЖД более 5 тыс. своих вагонов, объясняя это возможностью оптимизировать штат компании. "Больше не нужно держать в регионах людей, которые занимаются бумажной работой",— говорит источник "Ъ" в "Трансгрупп АС".
Гендиректор Intellex Михаил Корнаухов считает, что операторским компаниям выгодно передать управление вагонами — перевозчик в лице ОАО РЖД в состоянии предложить больший пул заказов и уменьшить порожний пробег. Однако член правления компании Rail Garant (управляет 20 тыс. вагонов) Сергей Гущин говорит, что пока делать выводы о том, насколько это интересно, рано — надо посмотреть на результаты работы парка ПГК в этой системе, для чего их нужно сделать публичными.
Руководитель отдела маркетинга и исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин видит в происходящем появление на рынке нового крупного игрока, который существенно повлияет на расстановку сил, так как получит контрактную базу операторов. "Получается, будто мы не проводили реформу, а просто вывели собственников вагонов в отдельные компании",— добавляет эксперт. Это противоречит и положениям целевой модели рынка грузовых перевозок, и целям структурной реформы железных дорог, соглашается источник "Ъ" в правительстве.
По его словам, такая система может применяться только в качестве временной схемы для вагонов, которые еще не переданы от ОАО РЖД в ВГК и не имеют своей клиентской базы. "Но к ПГК это применяться не должно,— полагает собеседник "Ъ".— Это чревато потерей доли рынка и может негативно сказаться на продаже акций оператора". ОАО РЖД должно продать 75% акций ПГК, сделка должна состояться до конца сентября, но ее схема и цена пакета не утверждены.