Правительство намерено в очередной раз продлить госпрограмму утилизации автомобилей — в ближайшее время на нее должно быть выделено еще 5 млрд руб. к уже потраченным 25 млрд руб. Таким образом, программа доработает до конца 2011 года, а не до мая, как предполагалось ранее. Главным лоббистом продления выступил АвтоВАЗ, продажи которого сильно зависят от программы даже на фоне восстановления авторынка.
Вчера заместитель главы Минпромторга Андрей Дементьев заявил агентству Reuters, что министерство "считает возможным продлить госпрограмму утилизации автомобилей". Он сказал, что из бюджета можно было бы выделить дополнительные средства на покупку еще 100 тыс. автомобилей по программе, то есть 5 млрд руб. (исходя из скидки для покупки одной машины в размере 50 тыс. руб.). Это лишь теоретическая возможность, уточнил господин Дементьев, но, по мнению Минпромторга, упомянутые 100 тыс. машин по утилизации до конца года точно были бы распроданы.
С одной стороны, "принципиального значения вопрос продления программы утилизации не имеет", заметил господин Дементьев — авторынок России уже давно возобновил свой рост после кризиса (за январь—февраль он вырос на 77%). С другой стороны, продление программы поддержало бы завод "ИжАвто" в Удмуртии, добавил чиновник. В понедельник президент Удмуртии Александр Волков на встрече с премьером Владимиром Путиным упомянул, что программа утилизации "здорово помогла" "ИжАвто" и что "если она еще немножко продлится, то будет, конечно, еще поддержка". Господин Путин обещал "подумать на этот счет".
Как говорят источники "Ъ", решение о продлении программы утилизации до конца года принципиально уже принято — вопрос лишь в том, когда премьер даст соответствующее поручение Минфину и Минпромторгу. Необходимых для продления утилизации 5 млрд руб. в бюджете на 2011 год нет, но выделить их также можно распоряжением премьера. Ожидается, что все необходимые поручения и документы о продлении госпрограммы утилизации будут оформлены к концу весны, говорят источники "Ъ".
Речь идет уже о третьем по счету продлении программы утилизации — самой эффективной меры поддержки продаж на российском авторынке. Программа стартовала в марте 2010 года, она предполагает выдачу скидки в размере 50 тыс. руб. на покупку новой машины владельцу старого автомобиля (старше десяти лет), если он сдаст его в утиль. Программа стартовала в марте 2010 года, и изначально на нее было выделено всего 10 млрд руб. Однако уже к осени они были израсходованы, и правительство добавило на утилизацию из бюджета еще 10 млрд руб., а в декабре выделило еще 5 млрд руб. Таким образом, общий объем затрат по программе на сегодня составляет 25 млрд руб., по ней уже продано 365 тыс. автомобилей, ваучеров на получение скидок выдано 495 тыс. (всего запланировано 500 тыс.). Ваучеры должны закончиться к концу апреля.
Как поясняют источники "Ъ", несмотря на то, что господа Дементьев и Волков объясняют необходимость продления программы поддержкой "ИжАвто", речь в первую очередь идет о поддержке АвтоВАЗа. Именно он продает в рамках программы утилизации больше всего автомобилей — порядка половины Lada (за февраль всего продано 37,5 тыс. машин), тогда как в сбыте иномарок утилизация никогда не занимала более 5-7%. Снизить зависимость АвтоВАЗа от программы утилизации не помогло даже оживление российского авторынка, и на заводе никогда не скрывали, что остановка программы может привести к снижению его продаж. Именно АвтоВАЗ лоббировал продление программы до конца 2011 года, говорят источники "Ъ", "хотя никаких формальных бумаг на эту тему завод не направлял". Президент АвтоВАЗа Игорь Комаров вчера подтвердил "Ъ", что продление программы выгодно заводу, "как, впрочем, и любому другому российскому автопроизводителю" (под программу подпадают в том числе многие собираемые в России иномарки).
Иностранные автозаводы, работающие в России, отказались комментировать продление программы, хотя в Renault (стратегический партнер АвтоВАЗа) отметили, что она "полезна для рынка". То, что программу все-таки продлят, было изначально ясно, говорит совладелец дилерского холдинга КМ/Ч Ленур Ислямов. Михаил Пак из ИК "Атон" полагает, что это происходит не в последний раз. Аналитик поясняет, что с 2012 года АвтоВАЗ намерен вывести на рынок новую "бюджетную" модель Lada Granta, которая заменит устаревшее семейство "классики" — самое популярное в рамках утилизации. "Было бы логично включить в программу Granta вместо "классики", поддержав таким образом продажи новой модели в момент ее выхода на рынок",— говорит аналитик. Впрочем, Иван Бончев из Ernst & Young напоминает, что сейчас, когда продажи машин в России в целом восстановились, правительству скорее следует работать над созданием в стране цивилизованного рынка утилизации автомобилей, когда за нее платит не госбюджет, а сам автовладелец.
Дмитрий Беликов, Егор Попов